Методы физической географии
В процессе теоретических и прикладных исследований ученые используют общие и специализированные методы. К первой категории методов сбора данных относят:
- Экспедиционный метод. В его рамках специалисты изучают определенную территорию, природное явление. Это один из самых древних способов получения информации в географии. При этом современная география требует не только визуального изучения территории, но и применения специальной техники.
- Стационарный метод. Предполагает сбор данных о процессах, которые постоянно меняются во времени. Стационарные наблюдения используются при изучении гидросферы, сейсмической активности.
- Экспериментальный метод. Один из самых молодых методов ФГ, при котором происходит наблюдение за изучаемым объектом под действием различных факторов. Благодаря этому методу стали доступны методы моделирования физико-географических процессов.
Вторая категория – методы первичной обработки. Для изучения информация поступает в самых разных видах: образцы, цифровые характеристики, карты, схемы, снимки, текстовая информация. Далее к полученным данным применяют следующие методы:
- Сравнительно-описательный. С его помощью описывается действие или изучаемый объект. Как правило, дополняет статистические или картографические методы.
- Картографический. Наглядное изображение пространства территории.
- Статистический. Включает в себя в основном числовые параметры явлений и природных объектов (таблицы, диаграммы, схемы).
Каждый из перечисленных методов дополняет другой и обеспечивает получение максимально точной и подробной информации об объектах литосферы.
Современная география
Человек, исследуя родную планету, раскрывает для себя всё новые горизонты познания. Скважины, пробуреные в глубины земных недр, открыли лишь небольшую часть подземных кладовых. На дно морей и океанов опускаются глубоководные аппараты, исследующие океанское дно и уникальный подводный мир. Льды Антарктиды скрывают от глаз учёных уникальные озёра. Ежегодно в непроходимых лесах Амазонии учёные открывают новые виды животных и растений. Географы всего мира объединяют свои исследования из-за угрозы потепления климата и загрязнения окружающей среды. Главные задачи с временной географии — знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.
Что изучает география и кто её придумал?
В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?
С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.
Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.
Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.
Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.
Эратосфен Киренский ()
Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.
Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.
- Эратосфену приписывают «рождение» понятия «климатические пояса Земли». Он смог математически точно объяснить границы между ними, которые и сейчас аналогичны современным взглядам на экватор, тропики и полярные круги, только называл немного иначе.
- Он также первопроходец в создании карт. Его картографический труд, дошедший до наших дней — это карта Ойкумены. Он перенёс на неё всю актуальную информацию о новых землях, полученную благодаря военным экспедициям Александра Македонского и его последователей. Её главные достоинства: вполне угадываемые контуры суши и морей на значительном отрезке земной поверхности, с возможностью реального расчёта расстояний. В поисках своего «рая» — удивительной Индии, — Колумб считал эталоном именно карту Эратосфена. Он по ней планировал своё путешествие, доказывая относительную близость объекта поиска, если двигаться от европейских берегов в западном направлении.
- Эратосфен вычислил земную окружность по экватору (40 тысяч км), «промахнувшись» всего 200 км. А это такой пустяк, если учесть чем пользовался для своих измерений и умозаключений великий учёный-грек, живший 22 века назад, далёкий от калькуляторов и современных смартфонов.
Карта Эратосфена — Обитаемая Ойкумена ()
Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.
Как возникла география?
География — одна из древнейших наук. Слово «география» в переводе с греческого языка означает “землеописание”. Но ещё задолго до того, как возникла письменность, а география превратилась в науку, человек начал делать свои первые географические открытия. Его с древнейших Времён притягивал к себе горизонт. Человеку хотелось узнать, что же там находится за ним. Может быть как раз то, что сокрыто далью, необходимо м.я счастья? И вот самые смелые и решительные отправлялись в путь, наивно полагая, что им удастся достичь края Земли. Несмотря на опасности, смельчаки вновь и вновь отправлялись на поиски золота, драгоценных камней, экзотических даров природы, часто даже и не подозревая, что они совершают открытия.
Расселение людей, происходившее в течение тысячелетий, приводило к освоению всё новых и новых территорий. Накопленный опыт передавался из поколения в поколение в виде сказок, легенд и наскальных рисунков.
Шли годы. Люди изобрели письменность. Нужно было передавать накопленный опыт новым поколениям. Они стали делать записи о том, что видели и о чём слышали во время путешествий. Но главное — как бы в приложение к записям путешественники схематически изображали на бумаге свой путь. Первые такие зарисовки возникли в древнем Вавилоне. Это и были прототипы будущих географических карт. А древнейшая географическая карта была составлена в древней Греции около 550 лет до н.э. ионийским натурфилософом Анаксимандром. Милетские географы ввели в употребление и понятие “части света”. Уже тогда их обозначения использовались названия “Азия” и “Европа”. Современник Анаксимандра Гекатей выделял ещё одну часть света — Ливию (Африку). Собственно название “Африка” в античной литературе встречается в конце III в. до н.э., но первоначально это название относилось к Карфагену. После его разрушения римляне создали на завоёванных землях провинцию Африка. Позднее её название распространилось на весь континент. Греческие историки и географы обобщили и сохранили географические названия древности. В начале V века до н.э. Гекатей Милетский, автор трактата “Описание земли”, составил первую карту ойкумены (обитаемой части Земли). На ней схематически были изображены четыре больших средиземноморских полуострова: Малая Азия, Балканский с Пелопоннесом, Апеннинский и Пиренейский.
Полвека спустя географическим описаниям немалое место уделил Геродот. Так, он дал первое описание рельефа и гидрографии Египта, ему же прина,1уежит первое до нас дошедшее описание Скифии.
Во II в. александрийский грек Клавдий Птолемей создаёт самую фундаментальную по тем временам “Географию”, к которой обращались учёные, философы, государственные деятели и просто путешественники на протяжении многих веков вплоть до эпохи Возрождения.
дальнейшее развитие географии связано с именем Древнегреческого учёного Евдокса Книдского. Ему принадлежит первая попытка произвести расчёт размеров Земли, исходя из высказанного Парменидом предположения о шарообразности Земли. Одна из проблем, которая долго решалась учёными — это охватывает ли Океан Землю или, наоборот, Земля окружает Океан. Являясь сторонником первого, Аристотель составил карту и в ней ошибочно отделил Испанию от Индии лишь узенькой полоской моря. Именно эта карта и вдохновила несколько веков спустя Колумба на поиск западного пути в Индию, что привело к открытию Америки.
Связи с другими науками
Насколько тесно связана география с другими науками? Какое место она занимает в системе научных дисциплин?
География имеет самые тесные связи с такими науками, как математика, история, физика и химия, экономика, биология и психология. Как и любая другая дисциплина, она также генетически связана с философией и логикой.
Стоит отметить, что некоторые из этих межнаучных связей были настолько сильными, что породили совершенно новые так называемые сквозные дисциплины. К таковым можно отнести следующие:
- картография (география + геометрия);
- топонимика (география + лингвистика);
- историческая география (география + история);
- почвоведение (география + химия).
Структура географической науки
Разграничение между естественными и жирной линией прошло по «телу» некогда единой географической науки, разбросав отдельные её дисциплины в совершенно разные плоскости научного исследования. Таким образом, некоторые физикогеографические отрасли более тесно связаны с физикой или химией, нежели с населением, либо экономикой.
География Земли делится на две большие дисциплины.
- Физическая.
- Социальная и экономическая.
В состав первой группы входят гидрография, климатология, геоморфология, гляциология, география почв и прочие. Нетрудно догадаться, что они занимаются изучением природных объектов. Ко второй группе относится населения, урбанистика (наука о городах), страноведение и другие.
Социально-экономическая география и ее роль – Моя освіта
География — это система наук о Земле. В связи со сложностью объекта исследования и множеством функций выделяют ряд частных научных дисциплин и направлений.
Вспомните, что изучает физическая география, география почв, растений, животных.
Среди общественно-географических наук выделяется социально-экономическая география. Она делится на экономическую, социальную и географию населения.
Экономическая география — отрасль социально-экономической географии, которая изучает закономерности размещения хозяйства и его рациональные формы территориальной организации (на районном, областном, государственном уровнях). Главными чертами экономической географии, по мнению знаменитого русского экономикогеографа Баранского Н. Н., являются:
- ? активность и тесная связь с практикой, проникновение запросами страны; установление закономерностей, позволяющих найти, научно определить дальнейшее развитие каждого района, большого и малого;
- ? комплексность и в то же время конкретность и детальность изучения, исследование и картированность территории,
- ? усиление технической подготовки экономикогеографов, которая необходима для того, чтобы глубже понимать географию производства и правильно намечать перспективы развития.
- Основная цель экономической географии заключается в поиске путей повышения продуктивности труда на основе рационального использования территории и размещения производства; оптимальной концентрации производства; усовершенствования отраслевой, территориальной организации и управления.
- Социальная география — отрасль социально-экономической географии, которая изучает закономерности пространственных особенностей формирования и развития населения, формы организации жизни людей (условия труда, быта, отдыха).
- География населения — наука, которая изучает закономерности и территориальные особенности формирования и развития современного состава населения и типы его расселения.
- Основными задачами социальной географии и географии населения являются:
- ? повышение эффективности общественного труда;
- ? комплексное социальное развитие каждого района страны;
- ? повышение благосостояния населения;
- ? улучшение условий труда, быта и отдыха;
- ? рациональное использование трудовых ресурсов;
- ? создание гармоничных взаимоотношений между обществом и природой.
- Социально-экономическая география — это наука о территориальной организации общества, общественно-территориальных комплексах, факторах их формирования, структуре, организации и закономерностях развития.
- Сегодня велика роль социально-экономической географии в познании общества и его взаимодействии с природой; комплексном экономическом и социальном развитии ее районов; подготовке стратегических программ развития, решении общественных, социальных, экономических, экологических проблем.
- ПОДІЛИТИСЯ:
- « Проблеми і перспективи розвитку Донецької області
Формирование территории Украины »
Физическая география
Физическая география
Физическая география это отрасль естествознания, которая занимается изучением процессов и закономерностей в природной среде, такой как атмосфера, гидросфера, биосфера и геосфера. Физическая география делится на несколько областей.
Геоморфология
Геоморфология — область, связанная с пониманием поверхности Земли, и процессов, благодаря которым она формируется как в настоящем, так и в прошлом. Геоморфология в свою очередь делится на несколько других направлений, которые изучают уже конкретные формы рельефа — к примеру, существует пустынная геоморфология или речная. Но все эти направления имеют общие процессы и методы, которые объединяют их в одну дисциплину. Геоморфология стремится понять историю и динамику рельефа и прогнозировать будущие изменения с помощью комбинации полевого наблюдения, физического эксперимента и численного моделирования (геоморфометрия).
Гидрология
Гидрология — область, которая изучает воду в любом ее проявлении и в любом месторасположение. Таким образом настоящая дисциплина охватывает воду в реках, озерах, водоносных горизонтах и, в некоторой степени, ледниках. Наука изучает все процессы и динамику развития этих водоемов.
Биогеография
Биогеография — наука, которая изучает географические закономерности распределения животных видов и процессы, которые влияют на формирование подобных закономерностей. Биогеография возникла как область исследований в результате работы Альфреда Рассела Уоллеса, хотя область до конца двадцатого века в основном рассматривалась как историческая с точки зрения перспективы и описательная с точки зрения подхода.
Климатология
Климатология — область, которая изучает климат. Дисциплина изучает все процессы и явления, связанные с погодными условиями в различные периоды времени. Климатология изучает как природу микро (локального), так и макро (глобального) климата, а также природные и антропогенные воздействия на них. Ориентируется на долгосрочное прогнозирование погоды.
Метеорология
Метеорология — область, которая исследует атмосферу и фокусируется на прогнозировании на краткосрочный период. Метеорологические явления —это наблюдаемые погодные явления, которые освещают и объясняются наукой о метеорологии.
Почвоведение
Почвоведение — область, которая направлена на изучения почв в их естественной среде. В основном занимается педогенезом, морфологией почвы, классификацией почвы.
Палеогеография — область, которая изучает материалы в стратиграфической записи, чтобы понять формирование континентов в их географическом развитии.
Прибрежная география
Прибрежная география — область, изучающее динамическое взаимодействие между океаном и сушей. Направление включает как физическую географию, так и человеческую.
Океанография
Океанография — область, которая изучает моря и океаны на поверхности Земли. Охватывает широкий круг вопросов, включая морские организмы и динамику экосистем (биологическая океанография); океанические течения, волны и динамику геофизической жидкости (физическая океанография); тектонику плит и геологию морского дна (геологическая океанография); и потоки различных химических веществ и физических явлений, происходящих в океане и вблизи его границ (химическая океанография).
Геоматика
Геоматика — область, которая отвечает за технологическое развитие географии, то есть за распространение информации, интерпретацию полученных данных и их хранение.
Четвертичная геология — область, отвечающая за изучение последних 2,6 миллионов лет существования Земли, с целью понимания последних экологических изменений.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
•
особенности современного этапа развития географической науки, ее объект,
предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные
теории и концепции; значение географическойнаукиврешениисоциально-экономическихи геоэкологических проблем человеческого общества;
• смысл
основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение,
географическое районирование, территориальные системы, комплексноегеографическое страноведение и
регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и
геоэкологию,географическое разделение
труда;
• основные
географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических
исследований;
•
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения
мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в
уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы
современной урбанизации;
•
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового
хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных
стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития,
специализации в системе международного географического разделения труда;
географические аспекты глобальных проблем;
•
Особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
•применять основные положения
географической науки для описания и анализасовременного мир как сложной, противоречивой и динамичной
природно-общественной территориальной системы;
• характеризовать
разные типы стран и районов, составлять комплексные географическиехарактеристикиразличных территорий;
•проводить
учебные исследования, моделирование и проектированиетерриториальных взаимодействий различных
географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов
географической науки;
•решать
социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической
экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• анализа и
оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных,социально-экономических,техногенныхобъектови процессов в условиях
планирования их развития;
• описания
и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их
географической и геоэкологической экспертизы;
•
геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного
воздействия на земную кору;
• понимания
места и роли географической науки в современном мире, вразличных сферах жизни общества; подготовки
к продолжению образования в выбранной области;
• выявления и
объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
• нахождения
и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы
Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий
международной жизни, геополитической и геоэкономической
ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного
развития;
• понимания
географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации,
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, различных видов человеческого общения.
География как наука о географической оболочке Земли
Все же главным объектом изучения выступает географическая оболочка Земли. Отечественная наука дает следующее определение данного термина. — это целостная и непрерывная оболочка планеты Земля, которая состоит из пяти структурных частей:
- литосферы;
- гидросферы;
- атмосферы;
- биосферы;
- антропосферы.
Причем, все они находятся в тесном и постоянном взаимодействии, обмениваясь веществом, энергией и информацией.
Географическая оболочка имеет свои параметры (мощность — примерно 25-27 километров), а также обладает определенными закономерностями. Среди таковых целостность (единство компонентов и структур), ритмичность (периодичная повторяемость природных явлений), широтная зональность, высотная поясность.
Что изучает социальная география и региональная экономика?
Если экономическая география занимается изучением экономики, то социальная, соответственно, исследует социум (население). Демографические показатели, образование и медицина, этнический состав населения, локальные конфликты и уровень развития культуры – все это входит в широкий круг интересов данной научной дисциплины.
Пожалуй, главной задачей социальной географии является определение особенностей социализации конкретного человека, а также оценка темпов развития в целом. При этом наука не просто исследует различные социальные процессы, происходящие в региональных общественных системах, но и пытается выработать алгоритм их оптимизации.
Региональная экономика – еще одна дисциплина, которая тесно связана с экономической и социальной географией. Однако она относится к системе чисто экономических наук. Региональная экономика изучает региональную организацию производства. Ее основной задачей является выявление специфики конкретных экономических регионов, а также разработка действенных программ по их развитию в будущем.
Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени
Сегодня поразительно думать о том, что история развития географии как науки началась в глубокой древности. Для накопления знаний о земной поверхности и отображении их на географических картах и в описаниях, человечеству потребовались тысячелетия. Причём, география живая наука, и накопительный процесс познаний продолжается до сих пор. Современным школьникам и студентам достаточно открыть атлас — и весь мир перед их глазами. Тогда как их современники, жившие более двух тысяч лет назад, озадачивались вопросом: далеко ли от них находится край земли.
В течение долгого времени, пока география «взрослела», до получения ею полноценного «аттестата» — титула самостоятельной науки, формировались и совершенствовались основные формы организации исследований. Изначально это были пешие и гужевые путешествия и экспедиции. Потом им на смену пришли комплексные наблюдения на специально оборудованных станциях (антарктические, арктические, высокогорные, глубоководные, шахты). И технический апогей 21-го века — мультикомплексные исследования с космических орбитальных станций, которые решают задачи современной географии.
Белых пятен на мировой карте уже давным-давно нет, но в мире достаточно мест, куда до сих пор ещё не ступала нога «белого» человека и таких районов достаточно:
- части внутренней Антарктиды;
- дебри Амазонки;
- высокогорная область Тибета;
- горные районы Кордильер, Анд и великих Гималаев;
- российская необъятная Сибирь и Дальний Восток;
- центральные районы Австралии;
- районы Великих пустынь — Сахары, Гоби и т.п.
Дебри Амазонки ()
Гималаи, панорама ()
Антарктида, панорама с высоты птичьего полёта ()
Начальная физическая география — это основа всех последующих знаний о земной поверхности. Структура курса представлена 4-мя рубриками, изучив которые станет понятно, что изучает современная география:
- Земная поверхность в плоскостном начертании.
- Оболочки планеты: лито, атмо, гидро, био.
- Человечество как объект изучения.
- Взаимодействие природы и человека.
Итогами изучения этих тем будут новые знания о том:
- как использовать изображение Земли на планах и картах и определять «адреса» географических объектов;
- как обобщать полученный «багаж знаний»;
- как правильно описывать процессы, происходящие в 4-х основных географических оболочках плане.
Процесс изучения начальной физгеографии даёт старт воспитанию географической культуры, пониманию специфического языка науки, способности самостоятельно искать ответы на вопросы, используя многочисленные ресурсы географической направленности.
Дети с глобусом ()
Словарь
Гужевой транспорт — вид транспорта, в котором повозки приводятся в движение животными (лошадьми, волами и т.п.). Образовано от слова «гуж» — кожаная или верёвочная петля в упряжи.
Зачем человеку нужна география
Поверхность нашей планеты чрезвычайно разнообразна, и география помогает нам понять причины этого разнообразия. Человека всегда интересовало, что скрыто за горизонтом. И сегодня география позволяет нам увидеть мир во всём его многообразии, учит нас ориентироваться в пространстве и прокладывать свой маршрут по географической карте. Граждане Земли должны знать, где и как люди живут, создают города и государства, преобразуют природу, защищают и сохраняют её. Несмотря на то, что география древняя наука, она по-прежнему открывает перед нами удивительный мир разных народов, знакомит с их обычаями и традициями.
Истоки науки
Когда возникла география? Ответить на этот вопрос непросто. Возможно, она родилась именно тогда, когда древнейший человек впервые начертил острым камешком на стене своей пещеры примитивный рисунок местности, окружающей место его непосредственного обитания.
Первые научные экспедиции осуществляли древние египтяне примерно 5 тысяч лет назад. Их в первую очередь интересовал бассейн Красного моря, а также центральные районы Африки. Они же придумали календарь, чтобы было удобнее следить за разливами рек и прочими природными явлениями.
Огромный скачок на раннем этапе развития географической науки произошел в античные времена. Эратосфен, Страбон, Клавдий Птолемей – все эти ученые внесли в нее огромный вклад. В трудах Аристотеля были заложены основы современной метеорологии и океанологии. Кстати, именно в так называемый эллинистический период истории наметились первые признаки разделения единой науки географии.
Появление календаря
Периодичность многих географических процессов и явлений на Земле связана с длительностью астрономического года. Древний Египет был первой цивилизацией, в которой появился календарь. Это произошло ещё в 4 тыс. до н.э. Необходимость в его создании была связана с разливами Нила, которые могли погубить урожай. Происходили они почти ровно через год, поэтому календарь помогал предсказывать разлив реки, что давало возможность вовремя собрать урожай. Интересно, что построен древнеегипетский календарь был не на движении Солнца или Луны, а на восхождениях звезды Сириуса. Жрецы заметили, что появление на небосводе этой звезды непосредственно перед восходом Солнца указывает на скорый разлив реки. Также египтяне определили и продолжительность года – 365 суток. При этом високосных годов в Египте не использовали.
Чуть позже календарь появился и в Древнем Шумере. Он был основан на движении Луны, и поэтому содержал только 354 дня в году. Позднее вавилоняне определили истинную продолжительность года и переработали календарь, сделав его лунно-солнечным.
В Римской республике во время правления Гая Юлия Цезаря появился юлианский календарь, который предусматривал добавление одного дополнительного дня каждые четыре года. Дело в том, что реальная продолжительность астрономического года примерно равна 365,25 суткам, и использование високосных годов позволяет скомпенсировать возникающую ошибку округления.