Понятие и содержание сравнительно-географического метода исследований
Что вы помните из предыдущих курсов географии о сравнительном методе исследования?
Почему этот метод является одним из самых основных и древних методов исследований в географии?
Срaвнитeльно-геогрaфичeский метод* – дрeвний метод познaния гeогрaфической реaльности, является сквозным и используeтся при рeшeнии тeорeтических и приклaдных зaдaч гeогрaфии. Этот метод является традиционным для географии. Он лежит в основе многих методов географических исследований: полевых, статистических, аэрокосмических методов классификации. Суть метода заключается в сравнении разнообразных территорий и географических явлений между собой, выделении сходства и различия. В далеком прошлом сравнительный метод заключался в зрительном сопоставлении различных территорий. Сейчас сравнение является более достоверным, т.к. опирается на большое количество разнообразных данных, методов и технических средств. Основоположниками сравнительного метода в науке считают Карла Риттера и Александра Гумбольдта. Метод сравнения стал одним из универсальных методов географии. Он помогает осуществлять индивидуализацию*,
типизацию*, дифференциацию, обобщение изучаемых объектов и явлений. Во всех отраслях географии метод находит широкое применение. В физической географии сравнение применяется при характеристике рельефа, геологических и тектонических структур, климата, рек, природных комплексов и зон, тепловых поясов, физико-географического положения и т. д. В социально-экономической географии при характеристике стран и регионов, районов и городов, территориально-производственных комплексов (ТПК), энерго-производственных циклов (ЭПЦ), экономико-географического положения (ЭГП), отраслей хозяйства, промышленных центров и др. Большое применение этот метод находит в страноведении. В сравнительном методе различают две важных операции: операции отождествления и различения. Сравнение может быть полным и неполным (рис. 5). При пeрвом из них осущeствляются обe эти опeрaции, при нeполном однa из них.
- Историко-геогрaфичeский метод
- Финансово-геогрaфичeский метод
- Экономико-геогрaфичeский метод
- Биолого-геогрaфичeский метод
- Срaвнитeльно-геогрaфичeский метод
Теоретические методы
Можно выделять две главные формы умозаключения – дедукция и индукция. К ним относится и метод аналогий, позволяющий выявить сходство предметов и явлений в каких-то свойствах, признаках, отношениях. По итогам полевых и камеральных исследований, систематизации и анализа данных, отражения их в моделях и картах исследователи делают общий вывод об особенностях и закономерностях развития объекта, явления и процесса. Такой вывод становится теорией.
Теория – форма обобщения результатов исследования, система взаимосвязанных утверждений и доказательств.
Дедукция – путь рассуждений от общего к частному.
Индукция – путь рассуждений от частного к общему.
Примеры
- Пример дедуктивного заключения: «По карте экологического районирования установлено, что регион, в котором находится населенный пункт, относится к экологически загрязненным. Следовательно, и на территории местности можно обнаружить следы экологического загрязнения».
- Пример индуктивного умозаключения: «Во время полевых исследований установлено, что на территории населенного пункта обнаружены признаки экологического загрязнения. Следовательно, регион, куда входит наш населенный пункт, относится к экологически загрязненным».
- Пример умозаключения по аналогии: «Планета Земля расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера, вода и жизнь. Планета Марс расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера и вода. Вероятно, на Марсе есть жизнь».
Запомни!
Любое умозаключение только тогда становится теорией, когда истинность каждого утверждения доказана опытом, экспериментом, наблюдениями, расчетами и т. п.
Как происходит исследование земли
Уже в самые древние времена возникло предположение, что форма Земли так или иначе связана с кругом. Сначала выдвигались гипотезы о том, что она представляет собой плоский круг, затем его место занял цилиндр, а вскоре стали высказываться мысли о шаре.
История изучения
Во втором тысячелетии до нашей эры из Древнего Египта шли экспедиции, доходившие до центра Африки и совершавшие плавания по Средиземному и Красному морям. В индийской книге «Махабхарата» содержится описание океанов, рек и гор. В Древнем Китае в IX-VIII веках до нашей эры составлялись карты земельных участков. Они использовались для выбора мест постройки крепостей. Там же, в Китае, в III веке до нашей эры появились тексты с описаниями различных земель и региональный атлас страны.
В Древней Греции появилась карта страны, окружающих ее территорий и морей. Карта имела форму круга, в центре которого была изображена Греция, а по соседству — остальная Европа, Азия и известная тогда часть Африки — Ливия. На карте были представлены две реки — Фазис и Нил, два моря — Средиземное и Черное, а по краям круга — океан. Составил карту древнегреческий философ Анаксимандр Милетский. Он предположил, что Земля имеет форму цилиндра, одну сторону которого он и изобразил на карте, а на другой стороне также живут люди.
Знаменитые ученые
Аристотель впервые выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму шара. Кратет Малльский уже начал изучать Землю как шар и создал глобус как ее модель. Клавдий Птолемей в свое 8-томное сочинение «География» включил сведения о более чем 8000 географических названиях и координаты почти 400 точек земного шара. Эратосфен первым измерил дугу меридиана.
В средние века совершали путешествия и описывали сделанные в них открытия восточные ученые — Ибн Сина, Бируни, Ибн Баттута. Венецианский купец Марко Поло сделал важные открытия Восточной Азии. Афанасий Никитин, дошедший морским путем до Индии, описал ее природу и занятия населения.
В эпоху Великих географических открытий голландский мореплаватель Виллем Янсзон совершил открытие Австралии и Новой Зеландии, а британец Джеймс Кук — Гавайи и Большой Барьерный риф.
Михаил Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент. Позже было образовано Русское географическое общество, представители которого, Петр Семенов-Тян-Шанский, Николай Пржевальский и Николай Миклухо-Маклай, исследовали многие точки Евразии.
Американец Роберт Пири в 1909 году покорил Северный полюс, а норвежец Руал Амундсен в 1911 году — Южный полюс. Француз Жак Ив Кусто в 1960-х годах изобрел акваланг, с помощью которого можно изучать жизнь на самых глубоких водных впадинах.
Метод моделирования
Модель – это искусственно созданный объект, дающий упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении, отражающий существенные качества и свойства, наиболее существенные для выбранной цели исследования. Моделирование – это построение моделей, предназначенных для изучения и исследования объектов, процессов или явлений.
Объект, для которого создается модель, называют оригиналом, или прототипом.
В географии различают следующие основные модели: словесные, картографические, структурные, графические, математические, материальные. Модели могут быть также комбинированными: математико-картографическими, математико-графическими и др.
1. Словесные модели
Представляют собой описание территориальных комплексов с помощью средств языка. Ее нельзя потрогать, у нее нет материального воплощения, она строится только на информации. В начале данного параграфа раскрывается метод описания, результатом которого является словесный образ территории.
2. Картографические модели
Представляют собой географические карты вместе с нанесенной на них ситуацией определенного содержания и назначения.
3. Структурные модели (схемы)
Показывают элементы системы, связи между элементами внутри системы и связи определенных элементов с окружающей средой.
4. Графическая модель
Передает размеры, форму, цвет, состав и строение объекта с помощью геометрических фигур, условных знаков, букв, цифр. К ним относятся схемы, графики, чертежи, графы, фотографии и др. Карта тоже относится к графической модели, но в силу ее особого значения в географии она рассматривается самостоятельно.
6. Материальная модель
Материальные копии природных объектов или явлений. Они всегда имеют реальное воплощение, воспроизводят внешние свойства или внутреннее строение, либо действия объекта-оригинала. Примеры: глобус – модель формы земного шара. Материальное моделирование использует экспериментальный (опытный) метод познания, с которым вы познакомились в 7 классе.
Словесная модельКартографическая модельСтруктурная модельГрафическая модельМатематическая модельМатериальная модель |
б) цифровой макет Парижа Словесная модельКартографическая модельСтруктурная модельГрафическая модельМатематическая модельМатериальная модель |
Словесная модельКартографическая модельСтруктурная модельГрафическая модельМатематическая модельМатериальная модель |
е) структура Парижской агломерации Словесная модельКартографическая модельСтруктурная модельГрафическая модельМатематическая модельМатериальная модель |
д) сведения о плотности населения Словесная модельКартографическая модельСтруктурная модельГрафическая модельМатематическая модельМатериальная модель |
Словесная модельКартографическая модельСтруктурная модельГрафическая модельМатематическая модельМатериальная модель |
Свойства карты
Основными свойствами карты, как наиболее распространенной географической модели являются абстрактность, избирательность, синтетичность, метричность, однозначность, непрерывность, наглядность, обзорность, геометрическое подобие и географическое соответствие. Свойства карты хорошо понятны при сопоставлении с аэро- и космическими снимками. Снимки дают подробный «портрет», копию местности, но без всяких условных знаков. На снимках территория предстает такой, какова она есть. Картографические условные знаки во многом обогащают изображение.
Они позволяют передать количественные и качественные характеристики объектов (например, указать породы леса, ширину и покрытие автодорог, проходимость болот), отразить объекты, недоступные взору человека (рельеф дна океана, строение земной коры на больших глубинах и т.п.), наглядно показать даже то, что не воспринимается органами чувств (магнитные склонения, аномалии силы тяжести и др.), передать динамику процессов, их ход во времени и перемещение в пространстве (атмосферные вихри, грузопотоки, миграции населения).
С помощью условных знаков на карте можно представить расчетные показатели и научные абстракции, например, коэффициент рождаемости или степень устойчивости природных ландшафтов к химическому загрязнению.Таким образом, на снимке представлены только факты, а на карте еще и научные понятия, обобщения, логические абстракции.
В самом определении карты обозначены основные ее свойства:
- математический закон построения – применение специальных картографических проекций, позволяющих перейти от сферической поверхности Земли к плоскости карты;
- знаковость изображения – использование особого условного языка картографических символов;
- генерализованность карты – отбор и обобщение изображаемых объектов;
- системность отображения действительности – передача элементов и связей между ними, отображение иерархии геосистем.
Метод моделирования
Построение моделей может считаться общенаучным методом исследований. В качества примера простейшей модели Земли можно привести глобус. Однако существуют и значительно более сложные имитационные модели. В 1972 году была создана имитационная модель «World 3», которая включала в себе около 150 уравнений и описывала взаимосвязь численности населения планеты, запасов природных невозобновимых и возобновимых ресурсов, уровня индустриализации человечества и другие величины. Данная модель показала, что экстенсивный рост экономики и населения может привести к исчерпанию ресурсов и голоду. Современные модели могут включать десятки тысяч переменных.
История развития науки
О том, что Земля представляет собой шар, было известно еще в древние времена. На основании сведений, полученных от проводимых экспедиций, составлялись схемы движения судов, формировались тексты с описанием открытых земель. Так, в Древней Греции появилась карта, на которую были нанесены страны Европы, Азии и небольшой части Африки.
В Средние века совершалось много исторических открытий. Изучением культуры Восточной Азии занимался Марко Поло. Благодаря голландским, испанским и британским мореплавателям люди узнали о существовании материка Австралия и ряда других земель.
В настоящее время эта тема изучается в школе.
Методы географических исследований
Методы географических исследований — способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:
1)Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.
2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.
3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.
4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.
5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки.
6). Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее.
Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.
7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах.
Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.
8 ) Метод дистанционных наблюдении. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.
9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.
10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы
Как географы изучают объекты и процессы. Как проводятся научные наблюдения.
Из текста учебника (с.11) выпиши главные черты (особенности) научных наблюдений.
Объясни данные особенности. Используй для выполнения этого задания имена прилагательные.
1. Активные — наблюдатель ищет и фиксирует определенные метеорологические величины и атмосферные явления.
2. Целенаправленные — наблюдатель фиксирует только необходимые для определения погоды метеорологические величины и явления.
Определенный план действия — продумывается наблюдателем заранее и прописан в книге «Наставление гидрометеорологическим станциям и постам».
4. Систематические — проводятся многократно по определенной системе.
Школа географа-следопыта.
Запиши в таблицу результаты наблюдений за длинной тени гномона.
Дата наблюдения: 20 сентября 2014 года.
Место наблюдения: город, поселок, село Бугуруслан.
Высота гномона: 50 см.
Время наблюдения (час, минута) | Длина тени гномона (см) | Положение Солнца над горизонтом (поднимается, опускается) |
10:30 | 40 | поднимается |
12:00 | 50 | в зените |
14:30 | 60 | опускается |
9:30 | 30 | поднимается |
8:30 | 20 | поднимается |
15:30 | 70 | опускается |
16:30 | 80 | опускается |
7:30 | 10 | поднимается |
Вывод по результатам наблюдений (вставь пропущенные слова).
Когда Солнце поднималось над горизонтом, тень гномона увеличивалась, когда Солнце опускалось к горизонту, тень гномона уменьшалась.
Сравни длину гномона с самым большим значением длины его тени.
Длина гномона больше, чем самая длинная тень гномона.
Традиционные методы
Описываемые в этом параграфе методы применяются с древнейших времен. Однако на сегодняшний день они чаще используются в комплексе, дополняя друг друга. Так, и статистический, и исторический методы позволяют отследить закономерности в развитии тенденции или явления во времени. Оба они могут применяться в сочетании со сравнительным методом и в прогнозировании.
Наблюдение
Достигнув интересующего его географического объекта, исследователь наблюдает за происходящими на нем процессами. Как правило, результаты наблюдений бывают представлены в виде более или менее подробных описаний увиденного и услышанного. В течение последних нескольких веков исследователи не только выдают наборы географической информации, но и пытаются давать различные объяснения причин различных явлений и их особенностей.
Картографический
Информация, полученная в ходе наблюдений и описаний, систематизируется с помощью карт. По карте можно легко определить свое местоположение, а с помощью различных тематических карт — получить основные данные о рельефе, климате, народах, языках, народном хозяйстве, флоре и фауне всей Земли или отдельных ее участков. Пользуясь картами, можно установить некоторые закономерности и причинно-следственные связи между объектами и явлениями.
Статистический
Данные, которые были упомянуты в связи с предыдущим методом, обобщаются также в виде чисел, получаемых путем подсчетов. Эти данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков и в другом наглядном виде. Они подлежат дальнейшей обработке, в результате которой можно получить информацию о развитии определенных тенденций во времени, соотношениях изучаемых величин, различные индексы и другие численные показатели развития.
Исторический
Географические объекты часто изучаются, начиная с момента их возникновения или открытия до определенного моменты или до настоящего времени. Из отдельных исследований путем обобщения складывается история развития Земли и человечества.
Сравнительный
В ходе сравнений устанавливаются сходства и различия между объектами и происходящими на них явлениями, а также объясняются причины сходства или различия. Так, горный массив можно сравнивать с другим горным массивом, остров — с другим островом, климат Арктики — с климатом Антарктиды, город с городом и так далее. С помощью этого метода, опираясь на аналогии, можно прогнозировать различные процессы и явления во времени и пространстве.
Интересные факты
География, как и всякая наука, содержит много необычных или странных фактов.
Вот некоторые их них:
- Самое короткое название географического места — Å. Оно расположено в Швеции и Норвегии. На языках эти стран Å означает «река».
- Самое длинное название — Krung thep maha nakorn amorn ratana kosin-mahintar ayutthay amaha dilok phop noppa ratrajathani burirom udom rajaniwes-mahasat harn amorn phimarn avatarn sathit sakkattiya visanukamprasit (163 буквы). Это место находится в Таиланде.
- Глубина самой низкой точки поверхности Земли — Марианской впадины в Тихом океане — составляет 10 971 метр.
- Почти все реки текут в сторону экватора. И лишь течение Нила направлено в противоположную сторону.
- Самый крупный город в мире по занимаемой площади — Хулун-Буир в Китае, в районе Внутренняя Монголия. Его площадь составляет 263 953 квадратных километра.
Современные способы
Появление и развитие этих способов вызвано возникновением современных летательных и космических аппаратов, компьютеров и компьютерных систем, средств и методов моделирования.
Дистанционное исследование
Аэрокосмическое наблюдение позволяет с использованием летательных аппаратов составлять подробные карты Земли. С помощью этого метода можно обнаружить многие факты, важные для развития народного хозяйства и охраны природы.
Прогноз и моделирование
С использованием традиционных методов исследования, таких, как статистический, исторический и сравнительный, географическая наука все чаще выступает с прогнозами различных явлений и процессов, которыми сопровождается развитие человечества. Такие прогнозы особенно ценны тем, что помогают вовремя предупредить негативное воздействие жизнедеятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать другие проблемы.
Как для прогнозов, так и для решения других задач, служат географические модели. Наиболее простая из них — глобус. Создаются также модели отдельных географических объектов — горных массивов, рек и других водоемов, водных впадин, пустынь и других.
Геоинформационный
В современных исследованиях применяются ГИС. Этот термин означает «географические информационные системы». Они представляют собой компьютерную технологию для анализа объектов и явлений и составления карт. В ней объединены базы данных, средства статистического анализа, визуализации и пространственного анализа. ГИС позволяют во много раз сократить время выполнения разнообразных исследовательских действий, для которых ранее зачастую требовались года.
Аэрокосмический
Применяется для проведения съемок земной поверхности с самолетов, вертолетов, воздушных шаров, космических кораблей, спутников и орбитальных станций. От просто дистанционного исследования отличается большей продолжительностью съемок, которые требуются для составления подробных карт и отслеживания состояния окружающей среды и ее изменений.
Понятие и предназначение картографического метода
Вспомните из предыдущих курсов географии, что означает картографический метод исследований в географии? Как изменился картографический метод за всю историю развития географической науки?
Картографический метод такой же старый, как и географическое описание. Изучению карт древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени посвящены многие работы таких ученых, как А.Б.Дитмара, К.А.Салищева, Н.Г.Фрадкина, А.М.Берлянта и др. В XIX-начале ХХ века этот метод исследования получил дальнейшее развитие благодаря деятельности А.А.Тилло, П.П.Семенова-Тян-Шанского, Д.Н.Анучина, Ю.М.Шокальского и др. Альфред Вегенер использовал его при разработке своих идей тектоники литосферных плит и дрейфа материков, а Вальтер Кристаллер и Август Лёш выдвинули свою теорию центральных мест на основе использования картометрии. Так складывался, обогащался и усложнялся картографический метод. О его значении для географии писали многие, но убедительнее других это сделал Н.Н.Баранский.
Э.Б.Алаев предложил еще более лаконичную формулировку: «Географично то, что картируется». Картографический метод получил широкое распространение в физической географии, где на первом месте стоит ландшафтное картографирование. К этому можно добавить использование общегеографических, тематических карт и карто-геометрических методов, которые давно применяются в геоморфологии, гидрологии. Широкое применение этот метод нашел и в социально-экономической и политической географии: для получения количественных характеристик различных объектов с помощью оценочных карт, выделения и оценки основных факторов размещения таких объектов, изучения динамики развития и тенденций их размещения, оценки и выявления взаимосвязей, обеспечения районной планировки и социально-экономического прогнозирования.
В страноведении данный метод помогает получить максимум информации и создать полный «портрет территории». Картографический метод применяется на всех этапах и уровнях научного исследования – подготовительном, аналитическом, обобщающем, прогнозном.
Это интересно!
Высказывания Н.Н. Баранского о значении картографического метода:1) карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент географии; 2) карта – стимул к заполнению пустых мест; 3) карта – средство к выявлению географических закономерностей; 4) карта – необходимый посредник между крайне ограниченным в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громадным по своим размерам объектом географического исследования – поверхностью земного шара; 5) карта – «второй язык» географии;6) карта – один из критериев географичности.
Методы географических исследований
Современная наука применяет ряд методов
, как относительно устаревших, так и современных. К современным относятся:
- дистанционное исследование
— например, с использованием летательных или космических аппаратов; - геоинформационный
— создаются базы данных, где фиксируется информация полученная с метеостанций, спутников и других источников; - моделирование и прогноз
— прогнозирование будущего состояния геосистем.
К традиционным методам относятся:
- сравнение
— определение общих черт явлений и объектов; - наблюдение
— получение фактических данных; - статистический
— анализ полученных данных; - картографический
— изучение карт; - исторический
— исследование объекта от момента его образования.
Сравнительно-географический метод исследования в современной экономической и социальной географии
Вспомните, кто из ученых активно использовал в своих исследованиях сравнительный метод?
М.В. Ломоносов (1711–1765)
А.И. Воейков (1842–1916)
Сравнительный метод широко использовали в своих исследованиях М.В.Ломоносов, П.П.Семенов-Тян-Шанский, И.М.Пржевальский, А.И.Воейков, В.В.Докучаев и другие классики географической науки. В экономической и социальной географии этот метод позволяет сравнивать различные страны, экономические районы, города, промышленные узлы и центры, типы сельского хозяйства и другие экономико-географические объекты по их развитию, специализации, функциям, которые они выполняют. Метод сравнения заменяет в социально-экономической и политической географии эксперимент и позволяет решить вопросы проблем типологии изучаемых явлений. Пространственное разнообразие мира устанавливается и изучается с помощью сравнительно-географического метода. Выделяя главное и второстепенное, распространенное и уникальное, старое и новое, необходимо заниматься сравнением.
Основные правила сравнения географических объектов:
- сравниваются объекты, между которыми существует какая-либо общность;
- сравнение должно проводиться по наиболее важным особенностям объектов;
Сравнения часто используются географами при анализе динамических процессов. Это могут быть демографические, миграционные, экологические, политические и другие процессы, происходящие в разных странах и регионах мира, отдельных районах страны. При таких сравнениях целесообразно использовать эталоны рациональной организации стран и территорий (по природным зонам, экономическим районам), с учетом экологических, эстетических и других признаков. Государственная региональная политика Республики Казахстан, как и других стран не может развиваться без целенаправленного применения сравнительного метода исследований.
Сравнительно-географический метод исследования выявляет:
- географические особенности развития регионов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и возможностями стать «точками роста» для страны и отдельных ее районов;
- направления путей поддержки регионов экологического бедствия, высокого уровня безработицы, острых демографических и миграционных проблем;
- участие в разработке научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования;
- анализ и прогноз экономических связей между предприятиями пограничных районов Казахстана и соседних государств ближнего и дальнего зарубежья.
- К. Риттер
- А. БЕРГ
- А. Гумбольдт
- Ш. Валиханов
- С. Неуструев
- П.П. Семенов
Принципы сравнения в географии
Для географа большее значение имеет полное сравнение.
Как вы считаете, почему? Подумайте и ответьте на вопрос.
Сравнения делятся на качественные и количественные, причем качественное сравнение должно проводиться обязательно до проведения количественного. Принципы сравнения в географии:
- сравнивать необходимо только одномасштабные объекты и однопорядковые признаки объектов, явлений и процессов;
- сравнивать необходимо сначала существенные, а затем второстепенные признаки объектов, явлений;
- при сравнении необходимо учитывать объективные условия, в которых сравниваемые объекты развивались и существуют.
И.М.Маергойз (1908–1975)
Рис. 5. Сравнительно-географический метод исследований (по И.М. Маергойзу)
Первый принцип заключается в нахождении сходства между изучаемыми объектами или явлениями. Сравнивать можно только те объекты, у которых есть подобные признаки. Выявление подобных признаков, общих черт называется операцией отождествления. Сравнивать можно только эквивалентные понятия, отражающие сравниваемые объекты. Поэтому сравнивать можно только одномасштабные объекты.
Сопоставляют сравниваемые объекты сначала по наиболее существенными признаками итолько потом по менее существенными и т.д. Например, при сравнении стран на первый план выходят существенные признаки, связанные с устройством экономики, развитием производительных сил, с моделью хозяйственного развития, интегрированностью экономики в мировое хозяйство, а затем уже рассматриваются этно-демографические, природно-географические и другие признаки. Поэтому сравнивать надо однопорядковые признаки объектов.
Важность сравнительно-географического метода безусловно велика. Он помогает лучше выявить и уяснить многообразие географических типов человеческой деятельности в различных природных, социально-экономических и политических условиях
Источники географических исследований
Чтобы открыть новые факты, исследователи используют сведения, открытые до них. Эти сведения описаны на носителях, которые служат источниками исследований.
Традиционно географ пользуется следующими источниками:
- географические карты и атласы, топографические планы;
- текстовые описания интересующих исследователя местностей;
- сведения из справочников и энциклопедий;
- отчеты экспедиций;
- снимки местностей, сделанные с воздуха и из космоса.
Карты и планы отличаются друг от друга разными масштабами. Класс крупномасштабных имеет масштаб 1:200 000 или более крупный, мелкомасштабных — 1:1 000 000 или более мелкий. Масштаб, заключающийся между двумя приведенными масштабами, считается средним. Планы содержат намного более подробную информацию, чем карты.