Экологическая пирамида: правило построения, примеры и значение

Экологическая пирамида: правило построения, примеры и значение

Экологическая пирамида: правило построения, примеры и значение
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
08 февраля 2020

Структурные уровни организации живого

Жизнь на Земле возникла путем эволюции и может существовать только в виде различных биосистем. Становление и развитие живого вещества в процессе эволюции включало в себя появление не только дискретных носителей жизни (вначале молекулярных систем, затем клеток и многоклеточных организмов), но и возникновение надорганизменных систем: популяций и видов, биогеоценозов и целостной биосферы. Все они обеспечивают процесс самовоспроизведения и взаимообеспечения жизни в рамках биогенного круговорота веществ.

Критерием для выделения различных структурных уровней главным образом служит степень сложности структуры биосистем, возникшая в процессе исторического развития материи. Учитывая это и особенности проявления свойств жизни, выделяют шесть основных структурных уровней организации: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный (рис. 12). Рис. 12. Структурные уровни организации живой природы: 1 — молекулярный; 2 — клеточный; 3 — организменный; 4 — популяционно-видовой; 5 — биогеоценотический; 6 — биосферный

Особенности основных структурных уровней организации жизни, их компоненты и свойственные им процессы описаны ниже.

Молекулярный уровень организации жизни. Представлен разнообразными молекулярными комплексами, находящимися в живой клетке (биомембрана, цепи переноса электронов, хроматин, фотохимические системы и др.). Компонентами молекулярного уровня являются молекулы неорганических и органических соединений и гены. Основные процессы: Объединение молекул в особые комплексы. Осуществление физико-химических реакций в упорядоченном виде. Копирование ДНК, кодирование и матричная передача генетической информации. Все эти процессы осуществляются только внутри живой клетки.

Клеточный уровень биосистем представлен свободно живущими клетками и клетками, входящими в многоклеточные организмы. Компонентами являются комплексы молекул химических соединений и органоиды клетки. Процессы: Синтез органических веществ (биосинтез, фотосинтез), пластический и энергетический обмен. Регуляция внутриклеточных процессов. Деление клеток. Вовлечение химических элементов Земли в энергии Солнца и биосистемы.

Организменный уровень живого представлен одноклеточными и многоклеточными организмами всех царств живой природы. Компонентом является клетка как основной структурный компонент организма. Из клеток образованы ткани и органы многоклеточного организма. Процессы: Обмен веществ, раздражимость, размножение, онтогенез. Изменчивость и передача наследственной информации потомкам. Обеспечение непрерывности жизни. Обеспечение гармонического соответствия организма среде его обитания.

Популяционно-видовой уровень организации живого представлен огромным разнообразием видов с их популяциями, обеспечивающими более полное использование условий среды в ареале вида. Компонентами популяционно-видового уровня являются группы родственных особей, объединенных определенным генофондом и специфическим взаимодействием с окружающей средой. Основные процессы: Поддержание устойчивости генофонда и возможности его изменчивости. Накопление элементарных эволюционных преобразований. Осуществение микроэволюции. Выработка адаптаций к изменяющейся среде. Видообразование. Увеличение биоразнообразия и усложнение форм приспособленности.

Биогеоценотический уровень жизни представлен разнообразием естественных и культурных биогеоценозов во всех средах жизни. Компонентами являются популяции различных видов. Факторы среды. Пищевые сети, потоки веществ и энергии. Процессы на биогеоценотическом уровне: Круговорот веществ и поток энергии, поддерживающие жизнь. Подвижное равновесие между живым населением и абиотической средой. Обеспечение живого населения условиями обитания как ресурсами жизни (питанием и жильем, укрытием и пр.)

Биосферный уровень организации жизни представлен высшей глобальной формой организации биосистем — биосферой. Компонентами являются биогеоценозы и антропогенное воздействие (по Вернадскому: живое, косное и биокосное вещество). Процессы: активное взаимодействие живого и неживого (косного) вещества планеты. Биологический глобальный круговорот. Активное биогеохимическое участие человека во всех процессах биосферы в виде хозяйственной и этнокультурной деятельности.

«Уровневая организация и эволюция»

Код раздела ЕГЭ: 1.2. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. 

Уровневая организация и эволюция

На нашей планете обитает множество различных живых организмов. Они не существуют сами по себе, а взаимодействуют с окружающей их средой и друг с другом. Таким образом, наш мир живых организмов это совокупность биологических систем разной сложности, которые образуют единую структуру. Мы можем увидеть разницу на примере одной клетки или множества клеток, одной особи или множества особей. Совокупность множества клеток может быть тканью или органом, совокупность нескольких особей может быть стаей или популяцией.

В результате эволюции наш мир стал представляться как многоуровневая система. Сначала появлялись простые уровни организации материи, потом они становились составными частями более сложных уровней. Вследствие этого уровневая организация и эволюция являются отличительными признаками всего живого.

Уровни организации живой природы

Уровень организации живой материи – это функциональное место биологической структуры определенной степени сложности в общей иерархии живого. Выделяют следующие уровни организации живой материи.

  1. Молекулярный (молекулярно-генетический). Он включает в себя способ существования и самовоспроизводства сложных информационных органических молекул, высокомолекулярные органические соединения, такие как белки, вирусы, плазмиды, нуклеиновые кислоты и др.

  2. Субклеточный (надмолекулярный). На этом уровне живая природа организуется в органоиды: хромосомы, клеточную мембрану, эндоплазматическую сеть, митохондрии, комплекс Гольджи, лизосомы, рибосомы и другие субклеточные структуры.

  3. Клеточный. На этом уровне живая природа представлена клетками, т.е. элементарной структурной и функциональной единицей живого.

  4. Органо-тканевый. На этом уровне живая природа организуется в ткани и органы. Ткань – совокупность клеток, сходных по строению и функциям, а также связанных с ними межклеточных веществ. Орган – часть многоклеточного организма, выполняющая определенную функцию или функции.

  5. Организменный (онтогенетический). На этом уровне живая природа представлена организмами. Организм (особь, индивид) – неделимая единица жизни, ее реальный носитель, характеризующийся всеми ее признаками.

  6. Популяционно-видовой. На этом уровне живая природа организуется в популяции. Популяция – совокупность особей одного вида, образующих обособленную генетическую систему, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида. Вид – совокупность особей (популяций), способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и занимающих в природе определенную область (ареал).
  7. Биоценотический. На этом уровне живая природа образует биоценозы – совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории.

  8. Биогеоценотический. На этом уровне живая природа формирует биогеоценозы – совокупность биоценоза и абиотических факторов среды обитания (климат, почва).

  9. Биосферный. На этом уровне живая природа формирует биосферу – оболочку Земли, преобразованную деятельностью живых организмов.

Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.

Значение биосферного уровня

Главная роль биосферы заключается в обеспечении многообразия форм жизни на Земле и его сохранении в течение длительного времени.

На Земле нет мест, где бы не было природных сообществ (биогеоценозов).

Основная стратегия биосферного уровня — это сохранение бесконечности жизни, многообразия форм живой материи и обеспечение динамической устойчивости биосферы.

На биосферном уровне протекают важные глобальные процессы, обеспечивающие возможность длительного существования жизни на Земле. Среди них: непрерывное поступление солнечной энергии; образование свободного кислорода растительным покровом планеты и сохранение озонового слоя; поддержание постоянства концентрации углекислого газа в атмосфере; обеспечение живого населения нужными химическими веществами и необходимыми ареалами для его размещения на земной поверхности; наличие условий дальнейшего развития биологического разнообразия видов и экосистем; возникновение новых биогеохимических круговоротов, утилизирующих антропогенные загрязнения природы.

Все эти процессы пока еще обеспечивают динамическую устойчивость биосферы, возможность существования в ней жизни.

Надо заметить, что для полноты представления о строении биосферы и ее функционировании надо знать не только ее особенности (структуру, процессы и организацию), но и свойства систем более низких уровней, входящих в нее. Поэтому для характеристики свойств биосферы как самого высокого надорганизменного уровня живой материи необходимо знание свойств ее компонентов (биогеоценозов) и специфики их взаимодействия с окружающей средой. Кроме того, нужно знание свойств популяций видов, входящих в эти биогеоценозы. Нужны сведения и о природопользовательской деятельности человека, являющегося важнейшим компонентом глобальной экосистемы биосферного уровня.

Такие исследования ставят целью улучшение экологических условий существования человека, сохранение многообразия форм жизни, обеспечивающего способность биосферы к самоподдержанию своей устойчивости, а также предупреждение разрушения самой жизни.

Учение В.И. Вернадского о биосфере

В.И. Вернадский – общепризнанный разработчик учение о биосфере. Он ввел понятие «живого вещества», как формирующего фактора биологической геосферы.

  • Ученый выдвинул теорию о том, что границы биосферы обусловлены пространством существования живых организмов. В трудах В.И. Вернадского говорится о взаимосвязи живых организмов с неживой средой. Одним их этапов эволюции биосферы Вернадский считал её преобразование в стадию ноосферы, он доказал, что организмы являются определяющими в жизненной силе Земли. 
  • Организмы и продукты их жизнедеятельности разрушали горные породы, способствовали вымыванию одних веществ и накоплению других.
  • Постоянное образование живого вещества с дальнейшей его трансформацией — функция биосферы.

Функции живого вещества по учению Вернадского:

В.И. Вернадский смог выделить несколько основных функций биосферы. А именно:

Функции
Газовая функция В результате фотосинтеза растения выделяют кислород. Данная функция осуществляется также благодаря животным, выделяющим углекислый газ в окружающую среду. 
Концентрационная функция Осуществляется в организмах различных животных, которые имеют способность накапливать в своих телах определенные химические элементы, такие как углерод и кальций. 
Окислительно-восстановительная функция Основывается на превращении веществ и энергии в процессе жизнедеятельности. В результате химических реакций получаются соли, окислы и разнообразные органические и неорганические соединения. Именно благодаря этой функции образовываются железные и марганцовые руды. 
Функция образования среды Подразумевает трансформацию  физических и химических характеристик среды обитания организмов, включая атмосферу, грунт, моря и океаны.
Функция накопления кальция Преобразование химического элемента в углекислые, щавелевокислые, фосфорнокислые кальциевые соли.

Особенностью живого вещества является то, что компоненты, входящие в его состав проявляют устойчивость исключительно в живых организмах.

Структура биосферы

Согласно учению Вернадского биосфера являет собой организованную сферу планеты, которая находится в контакте с живыми организмами. 

В.И. Вернадский в составе биосферы выделял такие элементы:

  • Живым веществом ученый считал всю совокупность организмов, живущих на Земле. В своих трудах ученый подчеркивал, что геохимическое состояние земной коры находится под влиянием живых организмов, определяется их деятельностью. Он выделял пять функций биологической сферы земли. По его учению, биосфера состоит из разнородных компонентов, важнейшим из которых есть живое вещество.
  • К косному веществу ученый причислял химические соединения, в образовании которых живые организмы не принимали участия.
  • Неживое биогенное вещество – это продукты жизнедеятельности организмов, которые разрушали горные породы, способствовали вымыванию одних веществ и накоплению других.
  • Биокосное вещество являет собой продукт совместной работы живой и неживой природы, например грунт, глинозем. 

В.И. Вернадский подчеркивал, что история возникновения и эволюция биосферы — это история возникновения жизни на Земле. Длительное время эта концепция биосферы В. И. Вернадского замалчивалась. 

Значение

Использование закона ступенчатой зависимости уровней и влияние их численности и массы друг на друга позволяет ученым оценивать существующие биоценозы в каждом индивидуальном случае. Зная численность или биомассу одного уровня, учитывая антропогенно-природную обстановку местности, можно рассчитать численные значения всех остальных. Это позволяет существенно сократить временные и экономические расходы на научные исследования.

Эти методы расчетов могут применяться и в народном хозяйстве.

Например:

  1. Выдалась сухая весна, и масса травяного покрова в определенном регионе резко упала от нормы.
  2. Зная количество проживающих в ареале травоядных животных, можно рассчитать их потребность в траве и воде.
  3. Это позволяет своевременно предпринять природоохранные меры — произвести подсев на определенной территории нужного количества трав и других пищевых растений.
  4. Это в свою очередь обеспечит стабильность популяций организмов и особей всей трофической цепи биоценоза, сохранит их природные связи.

Применение правила экологической пирамиды позволяет в некоторых смежных вопросах решать экологические задачи.

Например:

  1. По такому принципу можно регулировать уровень органических веществ в почве, численность животных и растений, если они ниже или выше нормы.
  2. Решения многих экологических проблем напрямую связаны с правильно определенным изменением баланса пищевых цепей биоценозов.
  3. Составление таблиц на основании данных биологической пирамиды наглядно показывают экологическую ситуацию в конкретном регионе. Это позволяет своевременно реагировать и принимать меры по восстановлению равновесия трофических классов.

Цепь питания

Основная потребность любого живого организма — питание. Исходя из принципа построения биологической трофической пирамиды, в этот процесс включены все виды — от простейших (бактерий) до высших (человека). В каждой отдельной экосистеме количество элементов (уровней) может колебаться от двух до 5—6 (в океане и более).

Исходя из структуры и особенностей организмов, им требуется разная по содержанию полезных веществ (БЖУ, минеральных компонентов, витаминов) пища. Таким образом сложились различные цепи питания.

Различают два их основных вида:

  • пастбищная пищевая цепь (цепь выедания );
  • детритная (цепь разложения).

Пастбищная

Она заключается в последовательном переходе энергии, потребляемой в виде пищи. Состав первого продуцента (энергетика) — зеленые растения, съедобные для травоядных (травы, цветы, наземные овощные культуры).

Порядок перехода:

  • от растений (продуцентов) к травоядным животным ( консументам первого порядка);
  • те в качестве питания попадают к мелким хищникам (консументам второго порядка);
  • они — к более крупным (третьего порядка).

Детритная

Ее структура имеет обратное движение энергии — от умерших крупных животных к микроорганизмам, которые, перерабатывая останки, выделяют специальную субстанцию, называемую детритом.

На картинке пример такой цепи питания.

1.3. Уровни организации живой природы

Уровни организации живых систем  отражают соподчиненность, иерархичность структурной организации жизни; отличаются друг от друга сложностью организации системы (клетка устроена проще по сравнению с многоклеточным организмом или популяцией).

Уровень жизни – это форма и способ ее существования (вирус существует в виде молекулы ДНК или РНК, заключенной в белковую оболочку – форма существования вируса. Однако свойства живой системы вирус проявляет, только попав в клетку другого организма, где он размножается – способ его существования).

  Уровни организации Биологи-ческая система Компоненты, образующие систему Основные процессы
1.Молекулярно-генетический уровень    Молекула Отдельные биополимеры (ДНК, РНК, белки, липиды, углеводы и др.); На этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ.
2.Клеточный Клетка Комплексы молекул химических соединений и органоиды клетки Синтез специфических органических веществ; регуляция химических реакций; деление клеток; вовлечение химических элементов Земли и энергии Солнца в биосистемы
3.Тканевый Ткань Клетки и межклеточное вещество Обмен веществ; раздражимость
4.Органный Орган Ткани разных типов Пищеварение; газообмен; транспорт веществ; движение и др.
5. Организменный Организм Системы органов Обмен веществ; раздражимость; размножение; онтогенез. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Обеспечение гармоничного соответствия организма его среде обитания
6. Популяционно-видовой Популяция Группы родственных особей, объединенных определенным генофондом и специфическим взаимо-действием с окружающей средой Генетическое своеобразие; взаимодействие между особями и популяциями; накопление элементарных эволюционных преобразований; выработка адаптации к меняющимся условиям среды
7.Биогеоцено-тический Биогеоценоз Популяции разных видов; факторы среды; пространство с комплексом условий среды обитания Биологический круговорот веществ и поток энергии, поддерживающие жизнь; подвижное равновесие между живым населением и абиотической средой; обеспечение живого населения условиями обитания и ресурсами
8.Биосферный Биосфера Биогеоценозы и антропогенное воздействие Активное взаимодействие живого и неживого (косного) вещества планеты; биологический глобальный круговорот; активное биогеохимическое участие человека во всех процессах биосферы

Часть А

А1. Уровень, на котором изучаются процессы биогенной миграции атомов, называется:

1) биогеоценотический      2) биосферный3) популяционно-видовой     

4) молекулярно-генетический

А2. На популяционно-видовом уровне изучают:

1) мутации генов2) взаимосвязи организмов одного вида3) системы органов      

4) процессы обмена веществ в организме

А3. Поддержание относительного постоянства химического состава организма называется

1) метаболизм 2) ассимиляция 3) гомеостаз

4) адаптация

А4. Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как

1) наследственность  2) изменчивость   3) раздражимость

4) самовоспроизведение          

А5. Какая из перечисленных биологических систем образует наиболее высокий уровень жизни?

1) клетка амебы 2) вирус оспы 3) стадо оленей 

4) природный заповедник

А6. Отдергивание руки от горячего предмета – это пример

1) раздражимости                                        2) способности к адаптациям3) наследования признаков от родителей  

4) саморегуляции

А7. Фотосинтез, биосинтез белков – это примеры

1) пластического обмена веществ   2) энергетического обмена веществ3) питания и дыхания                     

4) гомеостаза

А8. Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»?

1) анаболизм  2) катаболизм 3) ассимиляция 

4) метаболизм

Часть В

В1. Выберите процессы, изучаемые на молекулярно-генетическом уровне жизни:

1) репликация ДНК                            2) наследование болезни Дауна3) ферментативные реакции               4) строение митохондрий5) структура клеточной мембраны   

6) кровообращение

В2. Соотнесите характер адаптации организмов с условиями, к которым они вырабатывались

Часть  С

С1. Какие приспособления растений обеспечивают им размножение и расселение?

С2. Что общего и в чем заключаются различия между разными уровнями организации жизни?

Примеры

Для понимания работы биосистем по принципу пирамиды рекомендуется ознакомиться с наглядными примерами, которые можно встретить в природе или в повседневной жизни.

На берегу моря после шторма можно наблюдать такую картину: большие стаи чаек кружат над самой водой и атакуют поднимающуюся к поверхности рыбу. Туда же устремляются местные ребята и на небольшой глубине ловят рыбу голыми руками.

Причина этого рыболовного ажиотажа в следующем:

  1. Штормом к берегу прибивает большие скопления водорослей.
  2. В их зарослях пребывает огромное количество креветок и мелкого биопланктона.
  3. За этим богатством устремляется достаточное количество рыбы, которая путается и плещется в этих водорослях.
  4. Замыкают трофическую пирамиду данной цепи питания чайки и удачливые рыболовы.

Следующий пример носит отпечаток антропогенного влияния на экосистему.

Трофические цепи:

  1. Пасущиеся в поле коровы (консументы 1 уровня) с аппетитом поедают траву (продуцент 1 уровня).
  2. На выходе получается молоко, из которого делают кефир, сыр, сметану, масло. Они идут на питание человеку.
  3. Но и саму корову могут употребить в пищу консументы высшего уровня: крупные хищники, или тот же человек.

Этот пример интересен тем, что корова одновременно становится участником и простой, и перевернутой схемы. Признак последней — меньшее количество питательных организмов на низшем трофическом уровне.

Ее признаки:

  1. В природных условиях, если корова пасется за городом, она подвергается укусам большого количества комаров, оводов и слепней (консументов 1 трофического уровня).
  2. Часть их будет съедена мелкими птицами: ласточками, лесными воробьями и т. п.(консументы 2 уровня).
  3. Некоторые из них в свою очередь станут пищевой энергией для сов, соколиных, лис (консументы 3 уровня).

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биосферный уровень организации жизни Презентацию подготовила ученица 10 класса Иодковская Мария Учитель биологии : Яндышев Г.И.

Слайд 2

Оглавление Понятие биосферы. Термин «биосфера». Границы биосферы. Структура биосферы. Свойства биосферы. Биосфера как биосистема. Биосфера как экосистема. Механизмы устойчивости биосферы. Способы воздействия человека на биосферу. Основные структурные компоненты. Основные процессы в биосфере. Особенности организации биосферы. Экологические факторы среды. Источники информации .

Слайд 3

Понятие биосферы Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; глобальная экосистема Земли.

Слайд 4

Термин «биосфера» Термин « биосфера » впервые встречается в трудах Ж. Б. Ламарка в 1802 году . Этот термин в значении «лик Земли» первым использовал Эдуард Зюсс в 1875 году. Учение о биосфере было создано в 1926 году Владимиром Вернадским . В основе учения Вернадского лежат представления о планетарной геохимической роли живого вещества .

Слайд 5

Биосфера включает в себя верхние слои литосферы , в которых ещё живут организмы, гидросферу и нижние слои атмосферы . Нижняя граница в атмосфере: 15—20 км. Верхняя граница в литосфере: 3,5—7,5 км Граница между атмосферой и литосферой в гидросфере: 10—11 км. Границы биосферы

Слайд 6

Структура биосферы Живое вещество , образованное совокупностью организмов. Биогенное вещество , которое создается во время жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, каменный уголь, нефть, торф, известняки и пр.). Косное вещество , которое формируется без участия живых организмов. Биокосное вещество , представляющее собой совместный итог жизнедеятельности организмов и небиологических процессов (например, почвы).

Слайд 7

Свойства биосферы Особо важным свойством биосферы Вернадский считал круговорот веществ и поток энергии (биотический или биологический круговорот). Круговорот веществ основан на взаимодействии организмов , создающих (автотрофы) и разрушающих органическое вещество (гетеротрофы). Биологический круговорот обеспечивает единство и организованность биосферы.

Слайд 8

КОНСУМЕНТЫ – гетеротрофы , питающиеся органическими веществами, созданными автотрофами, и образующие из них новые органические вещества РЕДУЦЕНТЫ – гетеротрофы, перерабатывающие органические вещества мертвых тел, разрушая их до неорганических соединений. Биосфера как биосистема Все составные компоненты биосферы – живое вещество и абиотическая среда связаны друг с другом, вместе составляют живую систему – биосистему . Все организмы по их роли в биосфере разделяют на три группы: ПРОДУЦЕНТЫ – автотрофы, образующие сложные органические соединения из неорганических с потреблением солнечной энергии.

Слайд 9

Биосфера как экосистема Экосистема – совместное функционирование биотических и абиотических компонентов. Оно образует круговорот веществ и поток энергии.

Слайд 10

Механизмы устойчивости биосферы Неизменное положение в космосе. Взаимосвязь в пищевой цепи. Многообразие живых существ. Круговорот веществ и поток энергии. Внутренняя упорядоченность системы.

Слайд 11

Способы воздействия человека на биосферу Изменение естественного ландшафта Засорение природы ВОЗДЕЙСТВИЕ Увеличение изъятия энергии человеком

Слайд 12

Человек как житель биосферы. Основные структурные компоненты Географические оболочки планеты. Различные биогеоценозы с их уникальными жизненно важными функциями в глобальной экосистеме.

Слайд 13

Основные процессы в биосфере Активное взаимодействие живого и неживого вещества планеты. Биологический круговорот веществ и поток энергии. Хозяйственная и этнокультурная деятельность человека.

Слайд 14

Особенности организации биосферы Энергетичность и динамичность явлений , обусловленные взаимосвязью живой и неживой природы. Устойчивость , достигаемая благодаря многообразию форм жизни. Упорядоченность процессов.

Слайд 15

Биотические (живая природа) Экологические факторы среды Абиотические (неживая природа) Антропогенные (влияние человека)

Слайд 16

Источники информации http:// www.ebio.ru/eko08.html http:// www.clean-ecology.ru/biosfera-i-tsivilizatsiya/biosfera/problemy-biosfery.html Учебник «Биология. Базовый уровень» И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина. https:// ru.wikipedia.org/wiki /Биосфера

Литература

  • Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. Биология 10 класс. Базовый уровень. — 2-е изд., перераб. — М.: Вента-Граф, 2007. — С. 10—11, 217. — 224 с. — 15 000 экз. — ISBN 978-5-360-00429-5.
  • Коллектив авторов Института истории естествознания и техники АН СССР. Развитие концепции структурных уровней в биологии.. — М.: Наука, 1972. — 427 с. — 10 000 экз.
  • Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е., Ижевский П. В. Биология 11 класс. Базовый уровень. — 2-е изд., перераб. — М.: Вента-Граф, 2007. — 240 с. — 25 000 экз. — ISBN 978-5-360-00237-6.
  • Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Приложение 1 // Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. — М.: Вако, 2009. — С. 292—293. — 464 с. — (В помощь школьному учителю). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-94665-822-5.
Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно