Различия людей и животных: интеллект, физиология и психология

Уровни

Уровни:

  1. Стимульно-продуктивный. Умственная деятельность индивида зависит от проявлений внешних факторов. На этом уровне интеллектуальная деятельность ограничивается первоначально найденным или заданным кем-то путем. Человек может решать задачи, но они не связаны.
  2. Эвристический уровень. Спонтанная познавательная деятельность, с помощью которой происходят открытие разных закономерностей. На этом уровне человек может составлять единую картину из разрозненных проблем, явлений, находить в них общее, чтобы выявлять неизвестные закономерности.
  3. Креативный. Это высший уровень интеллектуальной деятельности. Поиск связи в разных явлениях становится большой проблемой, которая требуется глубокого анализа для установления сути вещей.

Общее понятие

Интеллект животного — это та часть его психических способностей, которую нельзя объяснить инстинктами и выработкой условных рефлексов. К ним относятся мышление, способность приспосабливаться к меняющимся условиям и коммуникация. Сюда входят и внутривидовое, и межвидовое общение.

Современная наука допускает, что у некоторых видов животных, причём не только у приматов, есть способности к планированию, построению предположений и умозаключений. Отдельные разновидности способны находить новые решения для нестандартных ситуаций, общаться с другими видами, в том числе с человеком.

Приматы-интеллектуалы

В результате наблюдений точно установлено, что шимпанзе, гориллы, орангутанги и некоторые другие приматы используют инструменты для своих нужд. Гориллы, доставая из реки водные растения, могут использовать палку в качестве опоры. Шимпанзе умеют сооружать простейшие копья и охотиться с их помощью на мелких приматов. Что характерно, это умение свойственно не всем колониям животных, и передаётся из поколения в поколение. То же касается и навыка разбивания орехов при помощи камня. Эта наука постигается шимпанзе в молодости путём значительных усилий.

Задокументировано немало случаев, когда гориллы и шимпанзе осваивали человеческий язык жестов. Более того, взрослые особи обучали этому языку своих детёнышей. Приматы способны обучаться новым жестам, даже наблюдая за общением людей со стороны. Также выяснилось, что приматы могут просить помощи у сородичей и у человека, и помогать человеку в ситуациях, когда он, по их мнению, нуждается в ней.

Проявления интеллекта характерны не только для пернатых и приматов. Поведение, свидетельствующее о наличии умственных способностей, наблюдалось у слонов, дельфинов, осьминогов, собак. Насекомые, живущие колониями, такие как муравьи или пчёлы, сложным поведением проявляют признаки коллективного разума. Они способны обмениваться информацией о пище, об опасности, препятствиях, и выстраивать дальнейшее поведение на основании полученных сигналов.

Так, можно сказать с большой долей уверенности — животные обладают зачатками разума, некоторые виды в большей, некоторые в меньшей степени.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Л.С.Выготский. Собр. соч. В 6 т. М., 1983, Т 3.

3. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания. // “Вопросы языкознания “, №1, 1995 г.

4. Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию Я, какой она раскрылась нам в психоаналитическом опыте// Кабинет: картины мира. Вып.1. Ст.-Петербург: Инапресс, 1998. с. 136-142.

5. Жане П. Эволюция памяти и понятия времени // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. М., 1979.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1981.

7. Фабри. Учебная литература.

Различия мышления людей и животных

Речь – главная черта, отличающая человека от других млекопитающих. Животные могут издавать звуки, но они не выстраивают их в грамотную, разборчивую и связанную речь. Во многом такая особенность связана с интеллектом и строением голосового аппарата. Есть и другие отличия, связанные с мышлением, мозгом и интеллектом:

  • Творческая и сознательная деятельность. Человек сам определяет рамки поведения, руководствуясь социальными нормами и стандартами, а также выбирает стратегию своей деятельности в обществе. Он обладает способностью планирования и прогнозирования, на это не способно ни одно другое живое существо, обитающее на Земле. Все действия животных обусловлены инстинктами, и они не отделяют себя от природы.
  • Преобразование окружающего мира. Животные приспосабливаются к тому, что их окружает, формируя поведение, исходя из обстоятельств. Человек сам производит материальные и духовные ценности, культуру, а также окружающую действительность.
  • Постоянный рост потребностей. В отличие от животных, люди нуждаются в духовном и культурном саморазвитии после удовлетворения базовых физиологических потребностей. Спрос на блага постоянно увеличивается, тогда как другим млекопитающим достаточно инстинктивного удовлетворения потребностей.
  • Мышление. Рассуждения и умозаключения – черта людей, но не животных. Животные не способны на столь сложную умственную деятельность, хотя у некоторых обезьян коммуникативные возможности присутствуют.

Виды и функции

Ученые с начала XX века пытались составить точную классификацию видов интеллекта, но это был сложный процесс. Самая популярная классификация, которую признали большинство ученых, была составлена Говардом Гарднером. Он выделил 8 видов интеллекта:

  1. Вербально-лингвистический. Подразумевает развитое умение принимать, передавать информацию с помощью грамотно поставленной речи. Такой вид интеллекта предполагает присутствие определенных качеств у индивида — умение осмысленно воспринимать и анализировать звуки речи, их комбинацию, составлять полноценные предложения зависимо от языковых требований, писать логические тексты в разных стилях.
  2. Логико-математический. Подразумевает развитые математические способности, логическое мышление. Характеризуется рядом качеств — умение упорядочивать мысли, выстраивать структуры понятий по иерархии значимости, работать с разными базами данных, оперировать цифрами, структурировать, систематизировать данные.
  3. Натуралистический. Характеризуется умением анализировать разные события, происходящие в окружающем мире, делать соответствующие выводы. С помощью этого интеллекта человек смог эволюционировать, адаптироваться к новым условиям существования.
  4. Визуально-пространственный. Характеризуется развитым умением ориентироваться в пространстве, воспринимать точную форму окружающих объектов, их расположение относительно других объектов, возможностью точно угадывать расстояние между отдельными предметами. Основные проявления — развитое воображение, умение создавать, обрабатывать, сохранять разные образы, способность переносить придуманные образы в рисунки, музыку, тексты.
  5. Межличностный. Подразумевает развитие коммуникационных навыков с другими людьми. Качества — способность подчиняться, работать в команде, руководить другими, владение разными методами вербальной, невербальной коммуникации, наличие организаторских способностей.
  6. Кинестетический. Его называют телесным или тактильным. Подразумевает результативное познание мира через движения, прикосновения, ощущения. Для людей с развитым кинестетическим интеллектом характерны достижения в кузнечном и столярном деле, изготовлении скульптур.
  7. Музыкально-ритмический. Человек имеет развитые умственные способности в определении разных звуков, нот, тонов, чувства ритма, понимании мелодий. Люди с высоким уровнем интеллекта становятся выдающимися музыкантами.
  8. Внутриличностный. Характеризуется сильной связью самосознания с умственными способностями. Для этого вида интеллекта характерны — готовность к одиночеству, склонность к рефлексии, самоанализу. Такие индивиды умеют, любят погружаться в свой внутренний мир, уходя от окружающих проблем.

Отдельный вид интеллекта, который не входит в классификацию, — эмоциональный

О его важности ученые начали говорить только к концу XX века. Он характеризуется способностями человека к эмоциональному познанию окружающего мира, других людей

Функции:

  1. Помощь в занятии определенного положения в обществе.
  2. Получение знаний, осваивание навыков, развитие существующих умений.
  3. Проявление талантов, достижение успеха в разных сферах деятельности.
  4. Самоутверждение, самореализация.

Интеллект помогает человеку выжить в разных реалиях окружающего мира, приспособиться к изменяющимся условиям.

Физиологические отличия

На человеческом теле шерстяной покров представлен в гораздо меньших объемах, чем у большинства других млекопитающих. Это обусловлено тем, что в ходе эволюции человек потерял потребность в защите от холода и маскировке путем естественных физических качеств.

Еще одна весомая особенность – это прямохождение. Только человек способен передвигаться с прямой спиной на двух ногах. Некоторые животные тоже перемещаются на 2 лапах и изредка используют руки, но с прямой спиной они не ходят.

Вытекает отсюда третья физиологическая особенность – наличие функционального большого пальца, который развит лучше, чем у обезьян. Палец заметно расширяет возможности использования разных предметов и орудий труда.

Только у людей на Земле способен появляться на щеках румянец – это 4 отличительная особенность, однако точные причины ее проявления науке неизвестны.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
Размышления о «Древе Познания» 
(5/2)
Национальный «атомный» проект 
(5/1)
Свобода личности или свобода индивида 
(3.67/3)
Размышления о «Древе Познания» 
(5/2)
Мебель, честь, французы, чеченцы и неисчерпаемый народ 
(5/2)
Национальный «атомный» проект 
(5/1)
История создания минимального человека 
(4.5/4)
«Массовое скотство, защита от которого общества и политики перестала осуществляться после убийства И.В.Сталина, и есть тот внутренний фактор, который привёл СССР к краху» 
(4/4)
Свобода личности или свобода индивида 
(3.67/3)
Равенство или стандартизация? 
(3.5/2)
Пролетариат и «Человек-Хозяин» 
(3/2)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года 
(5/11)
Бильярд, как модель глобальной игры в фильме «Классик» 
(5/8)
Как тесты конкурса «Лидеры России» отбирают либералов с нужным мышлением 
(5/8)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя 
(5/7)
О создании фильма «Час Быка» 
(5/7)
Россия на взлёте, народ на излёте.. Москва – столица Всемирной Хазарии? 
(5/7)
История библейского проекта «от А до Я» в мультфильме «Падал прошлогодний снег»  
(5/7)
У Щетинина теперь все законно 
(5/7)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Психологическая экспертиза в практике клинического психолога. Ч. 1. Психологическая экспертиза в системе здравоохранения и образования учеб. пособие

СПб.: Изд-во С.‑Петерб. ун-та

В данном учебном пособии отражены направления и специфика работы клинического психолога в экспертной практике. Описана работа клинического психолога в медико-социальной, военно-врачебной, медико-педагогической и судебно-психологической экспертизах

Особое внимание уделяется методологии и методам психологических экспертиз лиц с ограниченными психическими и физическими возможностями с учетом ведущих патопсихологических синдромов. Представлены психологические дифференциально-диагностические критерии когнитивного дефицита, личностных расстройств, нарушений работоспобности у детей, подростков и взрослых

Особое внимание автор уделяет экспертной оценке аггравации, симуляции и диссимуляции, а также этическим проблемам профессиональной деятельности эксперта-психолога. В пособии приведены многочисленные примеры, отражающие богатый
практический опыт автора в экспертной практике.

Психометрическая оценка уровня интеллекта с использованием методики Векслера широко используется в экспертной <…> Результаты обследования по методике Векслера: общий показатель интеллекта — 79 баллов, вербальный интеллект <…> В отличие от структуры общего интеллекта в структуре социального интеллекта большую роль играют личностные <…> Равена Тест предназначен для оценки уровня развития невербальной составляющей интеллекта. <…> Психологическая оценка интеллекта у детей. СПб.: Питер, 2006. 368 с. Исаев Д. Н.

Предпросмотр: Психологическая экспертиза в практике клинического психолога. Часть 1. Психологическая экспертиза в системе здравоохранения и образования.pdf (0,1 Мб)

Понятие психики. Истоки психики живых существ

Для более тонкого понимания заданной темы обратимся к трактовке терминов «психика» и «высшие млекопитающие».

В «Словаре по профориентации и психологической поддержке» читаем: психика — свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность. В то время как «Биологический энциклопедический словарь» помогает понять, что «высшие млекопитающие» — это отряд приматов, включающий полуобезьян, обезьян и человека.

Прежде чем мы продолжим, уточним, что в данной работе понимание природы и появление психики рассматривается как материалистическое явление (прим. идеалистическое понимание рассматриваться не будет). В соответствии с этим психические явления это результат эволюционного развития живых существ. В процессе эволюции выделился специальный орган — нервная система. «По мере ее усложнения шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представление, мышление, сознание, самопознание (рефлексия)» (Р.С. Немов).

Притом интересен тот факт, что исследования человеческого организма в сравнении с животными неоднократно показали, что физиология человека почти аналогична физиологии некоторых видов животных. Вместе с тем в сравнении с животным миром психическое устройство человека значительно отличается от психики животных. Наша задача сейчас стоит как раз и разобраться в сходстве и отличие психики человека и высших млекопитающих.

психика человек высшее млекопитающее

Возрастные особенности

Одним из важнейших факторов, который влияет на особенности социального интеллекта, является возрастной период. Ребенок требует одного подхода, а юноша – совсем другого

Очень важно учитывать онтогенез и давать человеку возможность получать развитие интеллекта естественным путем

Дети

Дошкольный или младший школьный возраст требуют регулярного участия в сюжетно-ролевых играх. Это позволит стимулировать рост уровня социального интеллекта

Не менее важно в этот период позволять ребенку проводить время со сверстниками. Если у него будет хотя бы несколько друзей, это полностью исключит социальную отсталость в будущем

Большое значение имеет и то, какой педагог занимается с ребенком в детсаде или школе. В первом случае необходимо, чтобы он стимулировал детей играть в те игры, которые требуют активного общения

Во втором же важно, чтобы он не ограничивал поведение детей на переменах и позволял бегать, общаться и максимально взаимодействовать друг с другом. Его компетентность – важнейший фактор развития ребенка

При неправильном подходе к воспитанию развитие СИ может быть очень низким. Проблемы в таком возрасте – главная причина асоциального поведения во взрослой жизни.

Подростки

Подростковый – самый тяжелый из возрастов. Родителям трудно справляться с детьми, начавшими взрослеть

Важно все не испортить, т.к. в этот период формируются склонность к общению, самосознание, понимание окружающих людей

Чтобы все прошло максимально благополучно, родители обязаны понять, что подросток должен самостоятельно решать, как и с кем общаться. Нарушение его личного пространства или желаний может привести к падению социального интеллекта. Если регулярно так поступать, то он будет невысоким.

Юноши

В юношеский период происходит формирование способности предвосхищения результатов своих действий и навыка предугадывания чужого поведения в различных ситуациях. В таком возрасте большое значение имеют гендерные различия между людьми.

У юношей намного быстрее появляются навыки словесного общения, а у девушек развиваются чувствительность к взаимоотношениям с хорошим восприятием невербального общения, отчего вторые намного легче оценивают тон и окрас слов собеседника. Вызывать проблемы с коммуникацией в таком возрасте может неправильное воспитание в детстве, когда преподаватель ребенка излишне ограничивал его и лишал возможности улучшать интеллект как умственный, так и социальный. Неправильное влияние на детей старшего возраста редко приводит к серьезным отклонениям социального плана.

Зрелые

Взрослый человек продолжает развиваться в социальной сфере всегда. Он начинает осознавать свои ошибки, анализировать их, делать необходимые выводы. Лучшая характеристика такого возраста – мудрость. Именно она появляется у человека со зрелостью. При правильном социальном развитии особь понимает ограниченность знаний, а также учится своевременно выявлять всевозможные проблемы. Люди с развитой социальной мудростью гораздо более успешны на фоне остальных.

Гендерные и возрастные различия

Уровень интеллекта зависит не только от воздействия внешних факторов или генетики, но и от возраста, половой принадлежности.

Ученые смогли установить интересную закономерность. Если ребенок в 5–10 лет отличался повышенной сообразительностью, умом, в 20, 30, 40 лет он будет обладать развитыми умственными способностями. Данная закономерность срабатывает не во всех случаях.

Чтобы понять, как возраст влияет на умственные способности, нужно изучить особенности соотношения этих двух показателей:

  1. Коэффициент интеллекта растет до 18 лет, замедляясь в переходные периоды. Головной мозг занят решением других вопросов.
  2. С 20 лет развитие умственных способностей постепенно замедляется.
  3. Аналитический, логический и арифметический потенциал раскрывается только к 30 годам.
  4. Медицинские познания усваиваются в промежутке с 40 до 45 лет. Психологические учения осознаются после 50 лет.

Также нужно уделить внимание искусству. Оно хорошо развивается в любом возрасте

Ограничений относительно этого ученые выявить не смогли.

В мире постоянно идут споры относительно того, кто умнее — женщины или мужчины. Проведя большое количество исследований, ученые не смогли выявить большой разницы относительно взаимосвязи уровня интеллекта и гендерной принадлежности, но все же небольшая разница есть. Она заметна в некоторых аспектах:

  1. Развитие физических, умственных характеристик у девочек до 15 лет происходит быстрее, чем у мальчиков.
  2. Женщины лучше развиваются в гуманитарных науках, а мужчины в точных.

Женщины отличаются нестандартным мышлением. Мужчины склонны мыслить логически.

Психологические и эмоциональные особенности

Люди могут управлять своими чувствами и эмоциями, им известны нормы морали и другие поведенческие принципы. У животных все это отсутствует, инстинкт размножения – частично неконтролируемая потребность, человек же может сдерживать свои желания.

Следующая особая черта – это период детства. У людей оно длится свыше 18 лет, тогда как у животных взросление наступает на 1-2 году жизни. Человеческие младенцы в зависимости от родителей находятся в десятки раз дольше, чем детеныши животных.

Люди и животные – живые организмы, которые одинаково боятся боли и опасности, способны пугаться и пребывать в спокойном состоянии. Однако мыслительные способности человека, интеллект выдвинули его далеко вперед в процессе эволюции.

Основные различия между антропологией и психологией

Это основные моменты, в которых психология и антропология дистанцируются. Некоторые из них намекают на то, что эти две дисциплины перекрываются в некоторых случаях и определенно то, что на практике невозможно выделить все из всего, что изучает каждый. Тем не менее, оба сохраняют свою идентичность именно потому, что это частичное совпадение далеко не так.

1. Психология основана меньше на социальном

Психология это очень широкая наука, и не все, что охватывает, связано с социальным измерением человека , Например, базовая психология или биопсихология фокусируются только на изучении личности, и если они принимают во внимание что-то другое, это несколько очень ограниченных переменных. С другой стороны, антропология всегда изучает человека как продукт общества, в котором он живет

Таким образом, он изучает способ, которым различные культуры (и их связь с биологией, в случае биологической антропологии) выражаются через разнообразие типов поведения, характерных для людей

С другой стороны, антропология всегда изучает человека как продукт общества, в котором он живет. Таким образом, он изучает способ, которым различные культуры (и их связь с биологией, в случае биологической антропологии) выражаются через разнообразие типов поведения, характерных для людей.

Может быть, вы заинтересованы: «Основные виды социологии»

2. Временная направленность расследования

Антропология всегда начинается с исторической перспективы

Предпринята попытка понять, как возникли определенные модели поведения и определенные формы выражения, принимая во внимание то, как поколения переходят от предыдущих поколений

Таким образом, антропологи почти всегда формулируют свои темы для изучения и гипотезы, которые отвечают на эти вопросы Анализировать широкие периоды времени , Это позволяет нам лучше понять те культурные или этнические особенности, которые выдерживают испытание временем.

Психология, с другой стороны, часть анализа широких периодов времени гораздо реже , Это означает, что предполагается, что часть их результатов вне времени. Фактически, большая часть исследований, на которых основаны их достижения, основана на настоящем и настоящем моменте измерения.

3. Требование универсальности

Как мы видели в предыдущем пункте, хорошая часть психологии ищет вечные открытия

Это дает нам ключ к пониманию другого различия психологии и антропологии: первое не всегда учитывает влияние культуры и он фокусируется на биологическом и генетическом, в то время как второй, хотя он может принимать во внимание физические различия между группами, подчеркивает передачу привычек, символов и обычаев, построенных коллективно и рожденных в постоянном взаимодействии с окружающая среда

Иными словами, антропология изучает человека, связанного с историческими и культурными обстоятельствами, в которых он живет, в то время как психология не должна этого делать и может также выбрать для анализа что общего у всех людей в их основных действиях за пределами интерпретаций.

4. Они используют разные методы

Психология во многом использует экспериментальный метод, который состоит в создании феномена (в данном случае психологического) под тщательным наблюдением исследователей, тщательной и объективной регистрации фактов и сравнении этих данных с данными, полученными другими людьми в что это явление не было сформировано.

Он также использует корреляционные исследования, в которых они собирают различные данные, предоставленные большим количеством людей, чтобы проанализировать эти результаты и посмотреть, как взаимодействуют переменные, какие модели поведения появляются и т. Д. Например, этот метод позволит увидеть, склонны ли люди с депрессией больше думать о самоубийстве, чем остальные, или нет.

Эти две методологии основаны на создании система переменных, очень определенных и «жестких», «заполненных» захваченной информацией , Это количественные формы обучения.

Антропология может также использовать этот вид количественных методов, но определяется скорее качественными методами те, которые не генерируют жестких схем до начала исследования, но которые в реальном времени адаптируются к тому, что наблюдается в отношении объекта исследования.

Например, когда антрополог собирается жить с племенем в джунглях Амазонки, чтобы делать заметки о том, что они видят, и брать интервью у членов клана, не следуя четкому и очень структурированному сценарию, они используют качественные методы.

Эйнштейны среди пернатых

Семейство врановых в вопросах интеллекта даёт фору всем пернатым. Благодаря ряду экспериментов выявлено, что сороки узнают себя в зеркале, вороны способны запоминать обидчиков в лицо, мстить им сами, и подключать к этому делу других членов стаи. Они же используют проезжающие транспортные средства для раздавливания скорлупы грецких орехов. Есть свидетельства о том, как они ловят рыбу на хлебные крошки.

Попугаи, мало того, что могут запоминать слова из человеческой речи, применяют их в качестве условных сигналов во внутривидовом общении! В изобретательности при добыче излюбленной пищи попугаи могут составить конкуренцию даже семейству врановых. С задачей, когда из ёмкости с водой нужно достать пищу, повышая уровень жидкости камешками, они, во всяком случае, справляются.

Разница между интеллектом и инстинктом

Глядя на то, как птицы строят гнёзда, можно подумать, что они продумывают их конструкцию. Но программа заложена в них с рождения, их никто не учит — они поступают так на автомате, повинуясь инстинкту. Этого недостаточно для того, чтобы признать такое действие проявлением интеллекта.

Интеллект проявляется в нетривиальной ситуации, в которую животное попадает впервые — это приспосабливаемость к новым условиям. Либо же когда оно повторяет какое-то оказавшееся в прошлом успешным действие, произведённое в похожей ситуации. Тогда речь идёт уже об обучении. Коммуникацию, с сородичами или межвидовую, также считают проявлением интеллекта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: