К главе 4 «Естественнонаучные знания о веществе»
1. Вещество, уменьшающее скорость протекания химического процесса, называется:
1) катализатором;
2) ингибитором.
2. С современной точки зрения систематизирующим фактором Периодической системы Д. И. Менделеева является:
1) масса ядра атома;
2) заряд ядра атома;
3) заряд атома;
4) масса атома.
3. Как называется концепция о происхождении живого из неживого:
1) абиогенез;
2) филогенез;
3) онтогенез?
4. Количество органогенов, то есть элементов, которые в сумме являются основой живых систем и общая весовая доля которых, например, в организме человека 97 %, составляет:
1) 3;
2) 6;
3) 7;
4) 10.
5. Отбор химических элементов во Вселенной проявляется таким образом, что большую часть вещества в ней составляют всего два элемента, а именно:
Общие сведения
Природа науки основана на разуме, экспериментах, фактах и истинах. Она нацелена на логику, рациональность и объективность. Существуют определенные догмы, например, тот факт, что Земля вертится вокруг Солнца. Однако ученые любят делать открытия. Новая информация дает лучшие идеи, технологии, спасает жизни.
Говоря об объяснении нашего мира, наука и псевдонаука — это совершенно разные вещи. Взять, например, астрономию и астрологию. Вторая является идеальным воплощением лженауки, системы убеждений, которая выглядит так, будто она основана на научных идеях. На самом деле астрология не подчиняется даже самым простым научным правилам.
Настоящая наука имеет конкретные утверждения, которые изложены и проверены. Если они не подтверждены, они отвергаются. Верным признаком лженауки является пренебрежение доказательствами и наличие альтернативных объяснений.
Примечания
- ↑ Естествознание // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Равикович А. И. Развитие основных теоретических направлений в геологии 19 века. М.: Наука, 1969. 248 с. (Труды Геологического института АН СССР; Вып. 189).
- История (значения термина) // Толковый словарь русского языка с включениями сведений о происхождении слов. М.: Азбуковник, 2008. С. 310.
- Вступление // Геологический факультет Московского университета им. М. В. Ломоносова. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 5.
- Естественная история // Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907
- Естествознание / Кедров Б. М. // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9).
- West Churchman C. Elements of Logic and Formal Science. — New York: J. B. Lippincott Co., 1940.
- Leacock S. Elements of Political Science. — Houghton Mifflin Co., 1906. — 417 p.
- Stigum B. P. Toward a Formal Science of Economics. — MIT Press, 1990.
- Tomalin M. Linguistics and the Formal Sciences. — Cambridge University Press, 2006.
- Вайсбанд И. 5000 лет информатики. — М. Чёрная белка, 2010
Наука и система наук
Основой любой науки является сбор фактов, их обработка, систематизация, а также критический анализ, который позволяет построить причинно-следственную связь.
Гипотезы и теории, которые подтверждаются фактами ил опытами, формулируются в виде законов общества либо же законов природы.
Научные знания представляют собой систему знаний о законах общества, природы, мышления. Именно научные знания отражают законы развития мира и составляют его научную картину.
Научные знания возникают в результате постижения человеческой деятельности и окружающей действительности. Научные знания обладают различными видами достоверности.
Система наук
По своему предмету изучению наука не является однородной, она образовывает множество отдельных систем наук. В период античности все научные знания были объединены философией — то есть существовала единая научная система.
Со временем от философии отделилась математика, медицина и астрология. В эпоху Возрождения отдельными системами наук стали химия и физика.
— общественные науки (социология, история, религиеведенье, обществознание);
— технические науки (агрономия, механика, строительство и архитектура);
— естественные науки (биология, химия, физика)
Естественные науки
Естественные науки – это система наук, которые изучают влияние внешних природных явлений на жизнедеятельность человека. Основой естественных наук является соотношение законов природы с законами, которые вывел человек в ходе своей деятельности.
В основе всех естественных наук лежит естествознание – наука, которая непосредственно изучает природные явления. Наиболее значимый вклад в развитие естественных наук сделали такие великие ученые как Исаак Ньютон, Блез Паскаль и Михаил Ломоносов.
Общественные науки
Общественные науки – это система наук, главным предметом изучения которых является изучение закономерностей функционирования общества, а также основных его составляющих. Проблемы общества интересовали человечество еще в период античности.
Именно тогда начали впервые поднимать вопросы о том, какова роль индивида в общественной жизни, каким должно быть государство, что нужно для того, чтобы создать общество всеобщего благоденствия.
Основоположниками современных общественных наук являются Руссо, Локк и Гоббс. Именно они впервые сформулировали философскую основу развития общественности.
Методы исследования
В современной науке выделяются два основных метода исследования: теоретический и эмпирический. Эмпирический метод исследования представляет собой накопление фактов, наблюдение явление и поиск логической связи между фактом и явлением.
Теоретический метод исследования – это философское осмысление данных, полученных в результате эмпирических исследований.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Понятие цивилизации: возникновение цивилизации и этапы ее развитияСледующая тема: Понятие морали и ее связь с правом: общественное мнение и его влияние на человека
Экология как важнейшая наука современности
Как я уже говорил выше, наша планета сейчас сталкивается с огромным количеством природных проблем, можно даже сказать, что мы стоим на пороге экологического кризиса. И во многом спасает нас только наука экология!
Экология — наука о взаимодействии живых организмов между собой, и что самое главное, с окружающей средой.
О многом также говорит тот факт, что название науки звучит точно так же, как другой термин. Экология — это к тому же окружающая человека среда, то есть сама природа.
Практически ежедневно человечество сталкивается с проблемами, решение которых возможно только благодаря экологии. Это уже не говоря об устранении последствий глобальных экологических катастроф, таких как утечка нефти в водные пространства и аварии на атомных электростанциях и химически опасных производствах.
Чем отличаются гуманитарные науки от естественных
Ожидаемым результатом любой целенаправленной деятельности является какой-либо продукт.
Наука сегодня представляет собой разновидность интеллектуальной деятельности людей, назначением которой является получение знаний о реальном мире.
Наука дает людям возможность создавать свою собственную культуру, приспосабливаться к жизни в окружающем мире. Поэтому люди изучают закономерности как окружающего пространства, так и самого Человека.
В настоящее время наука включает в себя около 15 000 дисциплин, которые взаимосвязаны и взаимодействуют.
Подобно тому, как с древнейших времен принято делить мир на физическую и духовную составляющие, научные дисциплины разделяют на естественные и гуманитарные. Это разделение известно еще с античных времен.
Отличия
Науки, которые принято называть гуманитарными, занимаются изучением среды, созданной Человеком и изучают самого Человека в аспекте его мыслительной, духовной, общественной и культурной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что гуманитарные науки изучают все, что делает человека именно человеком, личностью.
Все, что связано со смысловыми аспектами отношений Человека и Общества, Человека и Природы.
Само существование человечества предполагает непрерывную борьбу за выживание. Человека преследуют болезни, голод, неприемлемые природные условия. Естественные науки помогают людям получить знания, которые впоследствии возможно использовать при создании новейших технологий, закреплении человечества в агрессивной окружающей среде.
Именно естественные науки создают материальную базу общества. Без минимального набора естественнонаучных знаний человечество попросту бы не выжило. Считается, что именно этот вид знаний появился у человека раньше, еще до того, как человек освоил способы передачи этих знаний.
С момента, когда было изготовлено (скорее всего — случайно) первое орудие труда, человеком были начаты эксперименты, направленные на повторение успешного опыта, изучение закономерностей материального мира. К этому людей подталкивало банальное желание продолжить жизнь. Поэтому принято считать, что бытие определяет сознание, материальная составляющая позволяет человеку развиваться и духовно.
Причем в разных уголках Земли знания эти были получены людьми почти одновременно.
Математика, физика, химия, биология, информатика, кибернетика и многие другие столпы прогресса являются неотъемлемой частью культуры человечества — культуры естественнонаучной.
Из определений естественных и гуманитарных наук становятся понятными и их функции. Естественным наукам присуще описание, разъяснение и прогнозирование явлений объективной реальности, познание фактического положения вещей.
При этом учеными используется весь наработанный человечеством совокупный объем знаний о природе, о конкретных плоскостях бытия. Ученые исследуют связи и отношения в объективном мире. Это дает возможность человеку не только стать «своим» в окружающей реальности, но и целенаправленно подстраивать действительность под свои нужды.
Гуманитарная культура представляет собой совокупность знаний в области религии, права, искусства, истории, психологии. Границы и общепринятые различия между гуманитарными и естественными науками достаточно условны.
На сегодняшнем витке развития научных знаний они характеризуются обоюдным обогащением предметными методологиями и критериями оценки разнообразных научных результатов.
Например, законы диалектики используются и в гуманитарных, и в естественных науках.
Вывод
Основным отличием между гуманитарными и естественно-научными дисциплинами можно определить следующее: целью существования естественных наук является познание фактов, в том числе и в основном путем измерения, а исследования гуманитарных наук направлены на познание сущности явлений и места человека в окружающей реальности.
Структура естествознания
Попытки классификации естеств. наук предпринимались с античных времён (Платон, Аристотель), возобновились в эпоху Возрождения (Ф. Бэкон) и продолжились энциклопедистами (Ж. Л. Д’Аламбер и др.). Одну из наиболее разработанных классификаций естеств. наук предложил в нач. 19 в. А. Ампер. Естеств.-науч. знания он представил в виде единой иерархич. системы, в которой физика располагалась на первом уровне, химия – на втором, как бы основываясь на физике, и т. д. Позднее (сер. 19 в.), изучая историю развития Е., Ф. А. Кекуле предложил иерархию естеств. наук в виде четырёх последоват. ступеней: механика, физика, химия, биология.
Возможны и др. подходы в определении структуры Е. с учётом свойств и специфики объектов исследований; напр., все естеств. науки можно разделить на две большие группы – науки о неживой и живой природе. Такое деление в какой-то степени отражает химия, которая изучает как неорганические (объекты неживой природы), так и органич. соединения (прослеживается путь к живой природе).
С учётом масштабности объектов исследования можно определить ещё одну иерархич. структуру Е.: астрономия – геология– география – биология. В астрономии изучают крупномасштабные объекты Вселенной (галактики, звёзды, планеты и их спутники), а объекты исследования геологии, географии и биологии связаны с нашей планетой и её элементами, структурой, в т. ч. и биосферой.
Структура Е. не содержит математики и логики, без которых невозможно развитие ни одной из совр. естеств. наук. Благодаря математике все естеств.-науч. отрасли переходят от качественного описания явлений и свойств объектов к их количественному описанию на основании фундам. законов и логически стройных теорий. Практически все естеств. науки используют универсальный язык, предоставляемый математикой, – язык математич. знаков (другой широко распространённый язык Е. – язык химич. знаков и формул).
К главе 3 «Пространство, время, принципы относительности»
1. Не прибегая к вычислениям, укажите, в каких процессах энтропия возрастает:
1) H2O (г) – H2O (ж);
2) HCl (р) – HCl (г).
2. Специальная теория относительности (СТО) решает задачи:
1) классической механики;
2) абсолютности пространства и времени;
3) приспособления пространственно-временной метрики к современной физике;
4) неинерциальных систем отсчета.
3. Энтропия – это:
1) внутренняя энергия системы;
2) количество теплоты, которое идет на совершение механической работы;
3) термодинамическая функция состояния, которая характеризует часть внутренней энергии системы, способной преобразовываться в механическую работу; мера хаоса, которая в состоянии теплового равновесия достигает своего максимального значения.
4. Корпускулярно-волновой дуализм – это:
1) теория квантования физических величин;
2) постулат, что всем микрочастицам одновременно присущи и корпускулярные, и волновые свойства;
3) квантово-релятивистские представления о физической реальности на основе СТО и ОТО Эйнштейна.
Человек и природа
Переоценить значение наук о природе невозможно. Открытия в этих сферах всегда давали новый толчок к развитию цивилизации. С их помощью человек научился как использовать природу, так и заботиться о ней (со вторым дела пока не очень, но я не теряю веры в человечество).
Мир перестал быть загадочным и враждебным местом, полным природных духов и сущностей, он обрел границы, систему, где одно связано с другим.
Системность доказывает хотя бы тот факт, что многие научные дисциплины находятся на стыке двух (а то и более) основных наук. Вспомните биохимию, биофизику, биогеографию, биоинформатику…
Развитие новых технологий было бы невозможным без участия естественных наук. Где бы была медицина без химии и биологии? Откуда бы взялись сложные механизмы без знаний о физике? Сколько мест и природных явлений остались бы неизвестными без трудов географов?
Естественные науки
Изучением окружающего мира занимаются многие дисциплины:
Астрономия — наука, объектом изучения которой являются все небесные тела (их происхождение, строение, состав и передвижение в космосе.) Ученые-астрономы продолжают исследовать звезды, кометы, астероиды, планеты. Многие загадки Вселенной уже известны, однако трудно себе представить, сколько еще удивительного предстоит открыть.
Физика — наука, изучающая разнообразные природные явления и механизмы. Это то, с чем приходится сталкиваться каждый день. Почему двигаются тела, изменяется температура, что такое электричество, звук, свет. Эта наука объясняет, что такое молния и почему гремит гром, что такое эхо и из чего состоит радуга. Это также основа любой техники. Ни одно оборудование в мире не будет работать, если не будут учтены определенные физические законы.
Химия — наука о веществах и их соединениях. Изучение этой дисциплины позволяет людям добывать в лабораторных условиях вещества, которые используются в хозяйстве и в повседневной жизни.
География — наука о планете Земля. Объектом изучения служат моря и океаны, материки и континенты, реки и озера, горы и равнины, города и страны, а также многое другое.
Биология — наука о природе, которая изучает микробы и бактерии, простейших и многоклеточных, грибы и растения, животных и человека. Эта дисциплина позволяет узнать, какие организмы заселяют нашу планету, какова их численность и строение. Биология также изучает развитие живых организмов, их размножение и взаимоотношение друг с другом и с неживой природой.
Экология — это наука, в которой рассматриваются взаимоотношение и взаимодействие живых существ между собой и с окружающим миром. Одним из главных вопросов является изучение контакта природы и людей. Основная задача экологии — помочь человеку оберегать природу, хранить наш общий дом, в котором мы живем, и где предстоит жить нашим потомкам.
Немного о «противоестественных» науках
Расскажу о наболевшем. О псевдонаучных теориях, которые не дружат ни с логикой, ни с наукой.
Мои «любимцы»:
- телегония;
- гомеопатия;
- психоанализ.
На свете много удивительного. Кошка может забеременеть от нескольких котов в рамках одной течки, а потом родить помет котят, у которых будут разные отцы.
Некоторые рыбки могут хранить в себе сперму самца и от «одной порции» беременеть несколько раз. Но и это всё еще не телегония. Ну нет ни одного доказанного случая телегонии! Тем более у человека. Учебником генетики стукнуть бы каждого верующего «телегониста».
Лечиться таблеткой, в которой нет действующего вещества? Здорово придумано, гомеопатия!
Большинство теорий Фрейда давно опровергнуто и представляет лишь исторический интерес. А у психоанализа даже нет доказательств эффективности.
Как же называется единая наука о природе
На сегодняшний день в мире существует великое множество наук, занимающихся изучением окружающей нас природы. Но их все можно назвать естественными науками или просто «естествознанием».
Задача естествознания — это не только изучать земную природу, но и познавать все процессы и явления, которые происходят в реальном мире, земных оболочках и даже в космическом пространстве.
А предмет естествознания: факты и явления, которые могут воспринимать наши органы чувств.
Будучи очень широкой научной областью, естествознание изучает разделы философии, эволюции, астрофизики, генетики, геологии и психологии. К тому же, естествознание подразделяется на свои комплексы наук.
К главе 1 «Предмет и структура естествознания»
1. Наука сформировалась:
1) в Древней Греции;
2) в Европе в XVI–XVIII вв.;
3) в Европе в XIII–XV вв.;
4) в Древнем Риме.
2. Науку от обыденного познания отличает:
1) актуальность объекта познания;
2) достоверность полученных знаний;
3) значимость результатов познания;
4) используемый язык.
3. Определенный способ понимания какого-либо предмета, процесса или явления – это:
1) концепция;
2) закон;
3) гипотеза;
4) теория.
4. В научном исследовании выделяются уровни:
1) созерцательный и эмпирический;
2) созерцательный и концептуальный;
3) эмпирический и теоретический;
4) теоретический и концептуальный.
5. Дифференциация естественных наук начала происходить на стадии:
1) натурфилософии;
2) аналитического естествознания;
3) синтетического естествознания;
4) интегрального естествознания.
6. Совокупным объектом естествознания является:
1) Земля;
2) Галактика;
3) природа;
4) географическая оболочка Земли.
7. Теория – это:
1) предположительное знание, которое носит вероятностный характер;
2) истинное, доказанное, подтвержденное знание о сущности явлений;
3) утверждение, раскрывающее общие связи изучаемых явлений.
8. Методом эмпирического уровня познания является:
1) аналогия;
2) наблюдение;
3) моделирование;
4) синтез.
9. Классификация – это:
1) установление сходства и различия признаков исследуемых объектов;
2) объединение различных признаков исследуемых объектов;
3) отнесение объектов к определенному классу явлений.
Парадокс развития естественных наук
Здесь стоит говорить о том, что эти науки должны предоставлять точную информацию, но сами же ее уничтожают и изменяют при проведении экспериментов или свершении новых открытий. Например, в начале 20-го века мельчайшей частицей в физике считался атом, а уже к концу математически было обосновано существование бозонов, а вначале 21-го века — это уже доказано. Поэтому развитие естественных наук никогда не будет 100% точным — всегда найдется место новым открытиям. Таким образом, гносеология (стремление к абсолютно достоверному значению) в среде естественных наук неприменима. Проще всего это просматривается на примере эволюции знаний о законах Вселенной.
- Основная модель просуществовала до 1930-х годов.
- Затем была принята теория Эйнштейна.
- В настоящее время особо достоверной считается «теория струн».
Не все мировое сообщество принимает нововведения, до сих пор существуют сторонники «Теории плоской Земли».
История
Естественная история, 1728 г.
Перевод Ж. Бюффона, 1801 г.
Происхождение естественных наук связано с развитием античной философии — натурализма и научными исследованиями природы.
В период позднего средневековья начался пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины мира, схоластики и религиозных догматов.
В XVIII—XIX веках на основании выделения объектов исследования в природе и создания новых методов их изучения начали формироваться самостоятельные научные направления и научные школы.
Они различались по роду (факторам), энергии (силе) и скорости (темпам) действующих раньше и теперь сил. У них было разное отношение к принципу однообразия, непрерывности и суммирования мелких отклонений в течение длительного времени. По вопросу о соотношении ныне действующих сил природы с силами прошлого выделялись:
- Катастрофизм
- Униформизм
- Эволюционизм
Естественная история
Основная статья: Естественная история
Естественная история (устар. от лат. Naturalis Historia — натуральная история) — наука о развитии какой-нибудь области знания о природе. В настоящее время эти направления наук относят к естествознанию или естественным наукам.
Значение термина естественная история со временем становилось более конкретным в связи с появлением отдельных наук:
- В античное время естественная история охватывала все знания о природе.
- Со времен Карла Линнея естественная история понималась как изучение трёх царств природы: минералов, растений и животных.
ЭСБЕ отмечает, что естественной историей до сих пор именуется совокупность трёх наук: «минералогия в обширном значении этого выражения, то есть со включением геологии, ботаника и зоология», которые он относит к частному естествознанию. При этом, «это устаревшее выражение следовало бы устранить или применять только к их чисто описательной части».
В современном языке используется преимущественно в контексте истории науки для обозначения естественноисторических научных областей, когда они ещё не были выделены в самостоятельные науки.
В некоторых других языках соответствующий термин помимо значения, указанного выше, имеет и некоторое значение, привязанное к современности. Например, в английском дисциплину Natural history иногда относят к тем исследованиям живой природы, которые основаны преимущественно на наблюдениях и публикуются в популярных изданиях[уточнить].
Естествознание
Естествозна́ние — совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII—XIX веках. Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями.
Естественные науки
Естественные, или природные («естество» — природа), науки— это раздел науки, отвечающий за изучение всех внешних по отношению к человечеству, природных явлений. Возникновение всех естественных наук связано с изучением и применением натурализма к научным исследованиям.
Основные принципы натурализма и естественных наук ставят перед собой цель изучать и применять все законы природы, не внося в них законы, которые вносятся человеком, а именно — исключая произвол человеческой воли.
Само понятие о естественных науках и исследованиях введено для их размежевания гуманитарными и социальными науками.
Основой всех естественных наук необходимо считать естествознание — науку о всех существующих природных явлениях. Таким образом, первыми яркими представителями естественных наук нужно считать величайших естествоиспытателей, таких как: Михаил Ломоносов, Блез Паскаль, Исаак Ньютон.
БАЗОВЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ:
Биология — это естественная наука о жизни, предметом изучения являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой;
География — единый комплекс естественных наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующий на выявлении пространственно-временных закономерностей;
Физика — определенная область естествознания и естественных наук. Физика изучает наиболее общие фундаментальные закономерности,которые определяют эволюцию и структуру материального мира. Основные законы физики лежат в фундаменте всего естествознания;
Химия— одна из самых важных и обширных областей познания естественных наук. Это отрасль о веществах, строении и превращениях, их свойствах, которые происходят в результате различных химических реакций, а также фундаментальных законах, которым данные реакции подчиняются;
Астрономия — естественная дисциплина о передвижении, развитии и строения небесных систем и тел, вплоть до Вселенной в общем.
Астрономия, в частности, изучает Солнце, все планеты Солнечной системы и их спутники, метеориты, кометы, астероиды, звезды и внесолнечные системы, межпланетное вещество, туманности, межзвёздное вещество, галактики, скопления, квазары, пульсары, чёрные дыры и так далее.
Все существующие современные естественные науки, применяют математическую модель для описания и понятия рассматриваемых явлений. Естественные дисциплины дают точное определение закономерностей, которые описывают рассматриваемые явления природы.
Также, рассматривают формульную запись новых теорий и гипотез естественных дисциплин. В результате этого, обеспечиваемые естественными науками. Точные описания содержат численные значения.
Без лишних слов можно сказать, что естественные науки — это фундамент современного общепринятых правил в научном мире, с помощью которого строится и развивается современное общество.
Естественные дисциплины являются обязательными к изучению на начальном, среднем уровнях во всех средних учебных заведениях. Более глубокие знания в естественных науках можно получить в высших учебных заведениях.
Роль естественных наук в жизни человека
В естественных науках сделано немало открытий, которые облегчают жизнь человека. Рассмотрим пример. Благодаря физике человечество узнало об электрическом токе и начало применять его для изготовления многих полезных вещей. Например, холодильника, утюга, стиральной машины и других бытовых приборов, которые помогают выполнять работу по дому. Благодаря электрическому току работают компьютеры, телевизоры, электромобили, поезда, лифты, а также приборы, обогревают и освещают наши дома. Без электричества невозможна работа предприятий по производству лекарств, продуктов питания, моющих средств и многих других.
Выбирать вещества для создания различных изделий помогает химия. Географы определяют, в каком уголке нашей планеты есть полезные ископаемые, из которых можно добыть эти вещества, и как их доставить на предприятия. Так, химики выяснили, что вещество, хорошо проводит электрический ток — это медь. Именно из нее изготавливают провода в электросетях. По географии известно, где расположены залежи медных руд.
Биологи выяснили, что поражения человека электрическим током крайне опасно для ее жизни. Поэтому необходимо знать правила обращения с электроприборами и неукоснительно их соблюдать.
Как видишь, естественные науки — важные спутники человека, которые помогают ему познавать природу и обустраивать свою жизнь. Ученые продолжают разрабатывать технологии, которые улучшают нашу жизнь. При этом экологи занимаются тем, чтобы новые изобретения не наносили вреда природе.
Литература
Основные научные труды по естественной истории:
- Плиний Г. Естественная история, 77.
- Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба, 1755.
- Бюффон Ж. Естественная история в 36 томах, 1749—1788; Граф де Бюффон Всеобщая и частная естественная история. Перевод акад. С. Румовский и И. Лепёхин. Ч. 1. Санктпетербург: Императорская Академия наук, 1801. (3 издание с прибавлениями. и правками). 380 с.
- Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах: Хронологический обзор = Jaroslav Folta, Luboš Nový. Dejiny prirodných vied v dátach. Chronologický prehlad. — Bratislava, Smena,1981 / Пер. со словац. к.х.н. З. Е. Гельмана; Предисл. и общ. ред. д.х.н. А. Н. Шамина. — М.: Прогресс, 1987. — 496 с. — 23 000 экз. (в пер.)
- Гайдук Г. В. Доклассическое естествознание Восточной Европы конца XV — середины XVIII веков. — Минск: ФУАинформ, 2010. — 416, с. — 400 экз. — ISBN 978-985-6868-45-3. (в пер.)
Предмет, задачи и методы биологии
Биология (греч. bio — жизнь и logos — знание, учение, наука) — наука о живой природе. Термин биология был предложен в 1802 году Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом независимо друг от друга.
Многообразие живой природы настолько велико, что современная биология представляет собой комплекс биологических наук, значительно отличающихся одна от другой. При этом каждая имеет собственный предмет изучения, методы, цели и задачи.
Система биологических наук
Биологические науки можно разделить по направлениям исследований.
НАУКА | ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ |
Науки, изучающие систематические группы живых организмов | |
Вирусология | Наука о вирусах |
Микробиология | Наука о микроорганизмах |
Микология | Наука о грибах |
Ботаника (фитология) | Наука о растениях |
Зоология | Наука о животных |
Антропология | Наука о человеке |
Науки, изучающие структуру, свойства и проявления жизни | |
Анатомия | Наука о внутреннем строении |
Морфология | Наука о внешнем строении |
Физиология | Наука о жизнедеятельности целостного организма и его частей |
Генетика | Наука о наследственности и изменчивости организмов отдельных организмов |
Науки, изучающие разные уровни организации всего живого | |
Молекулярная биология | Наука о свойствах и проявлении жизни на молекулярном уровне |
Цитология | Наука о клетках |
Гистология | Наука о тканях |
Науки, изучающие структуру, свойства и проявления коллективной жизни и сообществ живых организмов | |
Экология | Наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой |
Биогеография | Наука о закономерностях географического распространения живых организмов |
Науки о развитии живой материи | |
Биология индивидуального развития | Наука о развитии живого организма от момента его зарождения до смерти |
Эволюционное учение | Наука об историческом развитии живой природы |
Палеонтология | Наука о развитии жизни в прошлые геологические времена |
Науки, использующие различные методы исследований | |
Биохимия (на стыке биологии и химии) | Наука о химических веществах и процессах в живых организмах |
Биофизика (на стыке биологии и физики) | Наука о физических и физико-химических явлениях в живых организмах |
Прикладные науки | |
Биотехнология | Совокупность методов получения полезных для человека продуктов и явлений с помощью живых организмов |
Бионика | Разработка технических устройств по подобию живых систем |
Растениеводство | Разработка технологий выращивания сельскохозяйственных растений |
Животноводство | Разработка технологий выращивания сельскохозяйственных животных |
Ветеринария | Разработка технологий лечения сельскохозяйственных животных |
Задачи биологии:
- изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой);
- раскрытие сущности жизни;
- систематизация многообразия живых организмов.
Методы биологии
Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы.
Название метода | Характеристика |
Метод наблюдения и описания | Сбор и описание фактов |
Метод измерений | Измерение характеристик объектов |
Сравнительный метод | Анализ сходства и различий изучаемых объектов |
Исторический метод | Изучение хода развития исследуемого объекта |
Метод эксперимента | Изучение явления природы в заданных условиях |
Метод моделирования | Описание сложных природных явлений относительно простыми моделями |
Метод прогнозирования | Предсказание будущего объекта или процесса |
Связь биологии с другими науками. Биология принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе, и тесно связана с другими науками:
- фундаментальными (математикой, физикой, химией);
- естественными (геологией, географией, почвоведением);
- общественными (психологией, социологией);
- прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы).
Значение биологии.
- Биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология.
- Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйствах.
- Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.